ВСЕРОССИЙСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС Русская лексика и лексика народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Ирина 48 КУЛАЧКОВА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей ¹ 9 имени К.Э. Циолковского» г. Калуги Т ема: Язык художественной лите ратуры как разновидность совре менного русского языка: русская лексика и лексика народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой на шего времени». <...> Обоснование темы: языковую карти ну мира как нельзя лучше раскрывает лексика. <...> Именно слово является хра нителем и носителем национально культурной семантики, поэтому на уроке целесообразны наблюдения над различиями внутренней формы слов в разных языках. <...> В данном случае — русской лексики и лексики народов Кавказа. <...> Цель: показать отличительные особен ности языка художественной литера туры, совершенствовать умения и на выки по восприятию художественного произведения через его языковую форму, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, осознанного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получе ния знаний в разных сферах человечес кой деятельности. <...> Задачи: анализировать эпизоды из романа М.Ю. Лермонтова «Герой на шего времени», используя знания уча щихся о тропах и фигурах речи; сде лать выводы об особенностях языка романа М.Ю. Лермонтова «Герой на шего времени»; продолжить форми рование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразова ния и самореализации. <...> Глав ное направление личностно ориенти рованных технологий образования в педагогике — формирование и раз РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 4’2014 И. <...> Русская лексика и лексика народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова. витие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критичес кого и творческого мышления как приоритетных направлений интеллек туального развития человека. <...> На экране эпиграф к уроку <...>