Состояние и перспективы развития спектральной трибодиагностики авиационных газотурбинных двигателей. <...> Элементный состав частиц изнашивания, накапливаемых в системе смазки авиационных газотурбинных двигателей // Контроль. <...> УДК 621.386 Н.Н. Потрахов, М.Ю. Шестопалов (СПбГЭТУ) E-mail: kzhamova@gmail.com ДИАГНОСТИКА КОНЦЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ МАЛОГО ДИАМЕТРА Проанализированы особенности проведения дефектоскопических исследований концевых деталей. <...> Показаны преимущества микрофокусной панорамной рентгеновской съемки при диагностике полых деталей малого размера. <...> Одной из наиболее часто встречающихся в практике промышленной дефектоскопии задач является контроль концевых деталей – различных (в том числе резьбовых) фланцев, переходных соединений и т.п. <...> Необходимость неразрушающего контроля подобных деталей очевидна в таких областях производства, как авиа- и судостроение, монтаж тепловых электростанций, прокладка нефтяных и газовых трубопроводов и т.д. <...> К наиболее опасным дефектам, возникающим в процессе эксплуатации концевых деталей, относятся трещины усталостного характера как выходящие на поверхность детали (сквозные), так и залегающие вблизи нее. <...> Трещины усталостного характера наиболее трудно выявляются, их невозможно предотвратить, они значительно снижают прочность конструкции всего соединения. <...> Сложность форм (изгибы, резьба с большим шагом и т.п.) концевых деталей обусловливает применение их для контроля, т.е. обнаружения трещин, выходящих на поверхность или расположенных вблизи нее, лишь немногих из известных методов неразрушающего контроля, а именно ульт28 развукового, магнитного, вихретокового или рентгенографического. <...> Как показали исследования, проведенные сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (Москва) [1], чувствительность ультразвукового, магнитного и вихретокового методов в значительной степени зависит от чистоты обработки концевой детали <...>