В.Н. Лозовский «Диагностика сложной техники повышенной техногенной опасности» УДК 62.31+621.891 В.Н. Лозовский (Диагностический научно-технический центр «Дефектоскопия») E-mail:tdjpost@gmail.com ДИАГНОСТИКА СЛОЖНОЙ ТЕХНИКИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕХНОГЕННОЙ ОПАСНОСТИ Рассматривается специфика технической диагностики авиационной и ремонтной техники. <...> Предлагается для экспертизы отчетов по исследованиям причин разрушения деталей использовать экспертно-исследовательскую компьютерную систему, позволяющую автоматизировано оценить достоверность сделанного заключения. <...> Авиационные и ракетно-космические летательные аппараты относятся к сложной технике повышенной техногенной опасности. <...> Техническая диагностика деталей и механических узлов такой техники является необходимым условием обеспечения высокой надежности и безопасной эксплуатации. <...> Для этого используют методы и средства как неразрушающего контроля (НК), основанные на различных физических принципах, так и разрушающего металлофизического анализа (МФА) состояния материала деталей. <...> С использованием методов МФА оценивают структурное состояние и физикохимические свойства материала деталей, на основании которых определяют непосредственную причину возникновения дефектов [1]. причин: − в результате допущенных ошибок при конструировании и выборе технологии изготовления деталей; − из-за производственного брака; вследствие нарушения технических регламентов, повышения допустимых нагрузок и воздействия агрессивной среды при эксплуатации техники (рис. <...> Диагностика № 5, 2012 В.Н. Лозовский «Диагностика сложной техники повышенной техногенной опасности» Для достижения безотказной работы техники диагностика должна дополняться достоверным установлением причины появления дефектов ее деталей. <...> Одной из особенностей авиационной и ракетной техники является возможность аварии или катастрофы при наличии в деталях развивающихся не выявленных своевременно дефектов <...>