МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ Социальные риски развития детства Изабелла ДЕМЕНТЬЕВА, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доктор социологических наук ние к познанию окружающей действи тельности было бы педагогически не правильным, поскольку такая воспи тательная практика создаёт почву для формирования личности инфантиль ной, безынициативной, повышенно тревожной, постоянно ожидающей ка кихлибо негативных последствий от своих действий, не креативной, не ори ентированной на новое знание. <...> Задача общества в целом и взрос лых, ответственных за воспитание ре бёнка, в частности, — нахождение и до стижение оправданных уровней риска, при которых дети сохраняют интерес к овладению новым знанием при ми ети обретают жизненный опыт через познание окружающего мира. <...> Таким образом, показателем при емлемости риска является величина возможного ущерба и степень допус тимости этого ущерба для ребёнка. <...> Наряду с традиционными факторами риска развития детей, свойственными детству как социальной категории, в начале 90х годов прошлого столе тия в России неожиданно возникли новые, известные до этого только по наслышке, кризисные ситуации, такие как детская беспризорность и безнад зорность, массовая миграция семей, безработица родителей, подростковая наркомания и алкоголизм, резко вы росшее количественно социальное си ротство и т.п. <...> Детская, и особенно подростковая, психика устроена таким образом, что ей свойственно стремление к самосто 3 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 4’2015 Теория и методология ятельности, утверждению своего «я», активному постижению окружающего мира. <...> Такая направленность интере сов ребёнка неминуемо приводит к возникновению ситуаций риска. <...> Анализируя ситуацию с развитием со временного детства, Д.И. Фельдштейн отмечал глубинные психологопедаго гические изменения личности ребён ка, происходящие под воздействием <...>