АКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ Об основных положениях педагогики* О высшем принципе Н АУКА воспитания ещё не пользуется у нас доверием и находится в большом прене брежении. <...> Источник такого зла нужно искать или в крайне одно стороннем понимании науки воспита ния вообще, или же в совершенно не верном взгляде на её принципы или основные начала. <...> В самом деле, чем ограничивается наша воспитательная наука? <...> Если она и питает чтонибудь, так только ум, а не сердце и волю. <...> Многие, желая оправдать свои воспи тательные теории в такой односто ронности, ссылаются на то, что где го лова, там и сердце. <...> Точно: где голова, там и сердце; а потому, коль скоро го лова занята только мыслью о деньгах, то и сердце в них одних находит свою отраду. <...> Случись, что между представ лениями ума первое место занимает мысль о рангах общественной жизни, что эта мысль составляет единствен ную цель наших стремлений, а чрез мерное честолюбие — главный рычаг нашей деятельности; в таком случае и сердце будет переполняться прият ными ощущениями только от этих предметов: ведь голова и сердце пре следуют одни цели. <...> Но вот и другая сторона зла, которое происходит от пренебрежения к науке воспитания. <...> Посмотрите на эту любвеобильную мать: она поручает свою маленькую дочь постоянному надзору скрытной содержательницы пансиона или же сдаёт малютку на руки гувернантке; сама мать с утра до вечера занята бо лее серьёзными вещами, чем духов ное воспитание собственного дитяти; каждый день приносит ей кучу самых обязательных дел: визиты, балы, теа Николай Христианович ВЕССЕЛЬ 55 * Вессель Н.Х. <...> КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1’2015 Актуальное наследие 56 тры и т. д., — где же при таких трудах заниматься ещё скучным образовани ем малютки? <...> С другой стороны, ведь может же случиться, что чужая вос питательница имеет и побольше люб ви, и побольше ума, чем эта мать. <...> Очень естественно поэтому переда вать малютку с рук бестолковой мате ри <...>