Развитие способности отовность человека к жизненному самоопределению и дальнейшему саморазвитию сегодня рассматри вается как важнейший итог общего об разования. <...> Эволюция научных взгля дов на воспитание и образование при вела современных исследователей и практиков к пониманию того, что процессы самоопределения тесно вплетены в процессы социализации, воспитания, обучения, саморазвития. <...> Если вчера под социализацией понима ли организацию прямого усвоения со циальных норм и установок, то сего дня это рассматривается как организо ванная практика, в которой ребёнок формирует собственные установки от носительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах. <...> Именно в этом заключает ся суть подлинной социализации как процесса адаптации и интеграции че ловека в общество путём усвоения со циального опыта, ценностей, норм, ус тановок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореа лизации личности в обществе. <...> Г Точно так же, если вчера воспитание понимали как целенаправленное воз действие педагога на воспитанника, то теперь, через осознание воспитания как взаимодействия, пришли к его трактовке как целенаправленного про цесса поддержки, содействия самораз витию и самоопределению личности, содействия раскрытию, развитию, реа лизации сущностных сил человека в любых его позитивных проявлениях, раскрытию человеческого в человеке и его наиболее полной реализации в обществе, личной и профессиональ ной жизни. <...> При этом саморазвитие школьников к самоопределению в ученическом самоуправлении рассматривается как фундаменталь ная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собст венной жизни, способность превра щать свою жизнедеятельность в пред мет практического преобразования, а педагогическая поддержка — как совместное с ребёнком определение его целей, возможностей и средств преодоления препятствий <...>