ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ Духовнонравственный компонент произведений русской литературы Валерия ПИМЕНОВА, кандидат педагогических наук 48 Статья, которую вы сейчас прочт¸те, адресована учителям, преподающим предмет «Православная культура в школе». <...> Автор не только раскрывает его смысл, но и показывает, как оно отразилось в произведениях разных жанров русской литературы. любви и уважения к литературе и цен ностям отечественной культуры — центральная стержневая идея процес са литературного образования. <...> Различают (ус ловно) культуру светскую и религиоз ную, хотя религиозная культура и яв ляется частью светской. <...> Различие между ними, по нашему мнению, в первую очередь в том, что религиоз ная духовность предполагает наличие духовного идеала, которого нет в свет В оспитание духовно развитой личности, формирование гума нистического мировоззрения, ских науках, и стремление человека следовать ему. <...> Духовность, основан ная на религиозности, утверждает рус ский педагог и психолог В.В. Зеньков ский, и делает человека личностью. <...> «Это обращение человека к высшим ценнос тям как основополагающим ориенти рам его духовного бытия, признание наличия у него смысла жизни как нор мального (здорового) духовного состо яния, выделение категории совести как показателя проявления духовной жиз МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 4’2015 В. Пименова <...> Духовно-нравственный компонент произведений русской литературы ни, признание необходимости пережи вания человеком нравственных чувств как побудителей собственного духов ного становления и развития» (цит. по ст. <...> Мы рассматриваем духовность рели гиозную как фундамент, основание литературы (и культуры в целом), в которой находят воплощение духов ные ценности. <...> Критерии отбора произведений в школьные программы сложились в процессе исторического развития России. <...> Как бы ни менялись исторические эпохи, мента литет народа в области духовной <...>