Теория и методология Как демократизировать отношения в школьном коллективе Размышления о школьном самоуправлении Тамара АНУФРИЕВА, директор средней школы ¹ 172 Калининского района Санкт-Петербурга, Маргарита ГЛУШКОВА, заместитель директора по воспитательной работе, Анна 8 КОЧЕТОВА, доцент кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. <...> А.И. Герцена, кандидат педагогических наук Статья посвящена вопросам сопровождения опытно-экспериментальной работы по проблеме развития ученического самоуправления и детских общественных объединений в современной школе. <...> Детское самоуправление рассматривается как механизм включения учащихся в процесс развития школы, обогащения е¸ событийной среды, повышения эффективности гражданского воспитания, создания возможностей для творческой самореализации школьников. <...> Раскрыты аспекты разработки нормативной базы ученического самоуправления, представлены модели сетевого взаимодействия детских объединений внутри и вне школы, показаны варианты диагностического сопровождения этой деятельности, конкретные методические разработки, созданные в ходе деятельности. овременное российское общест во характеризуется переходным состоянием: в экономической сфере продолжается переход к рыноч ной экономике, в политической сфе ре — переход к демократическому об щественному устройству, в идеологи ческой сфере — переход к традицион ным нравственным, гуманистическим ценностям. <...> С Помимо важных и позитивных пере мен, которые произошли в России, в развитии страны имели место и нега тивные явления. <...> Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной эко номики привели к эрозии важных мо ральнонравственных норм и ценност ных установок, традиционных для России. <...> К настоящему времени в стране опре делился национальный <...>