Духовнонравственный потенциал уроков литературы Новый предмет «Основы православной культуры», недавно введ¸нный в школах страны, требует программной научно-методической инструментовки. <...> Предлагаемая публикация адресована не только учителям, которые преподают новый предмет, но и всем преподающим русскую словесность. <...> П режде всего определим свою позицию по таким вопросам, как духовность, нравствен ность, духовнонравственное образо вание. <...> Нравственность — организация внут ренней жизни человека, его нацелен ность на освоение законов этого мира, диктующая правила поведения в по вседневной жизни. <...> , слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчинённые— воля, любовь, милосердие, а к уму — разум, рассудок, память. <...> Согласный союз нрава и ума, сердца и думки обра зуют стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку. <...> <…> К умственному относится истина и ложь; к нравственному — добро и зло. <...> // Добронравный, добродетель ный, благонравный, согласный с совес тью, с законами правды, с достоинст вом человека, с долгом честного и чис того сердцем гражданина»1. <...> Литература в школьном изучении по лифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержа нию: в ней звучат голоса писателей, ис торических эпох и литературных на правлений. <...> В художественных произ ведениях поднимаются вопросы чело веческого бытия, смысла жизни, смер ти и бессмертия, вопросы этики, эсте тики, политики, а иногда даже страте гии и тактики боевых сражений. <...> Мы уверены, что эта проблема должна быть центральной, доминирующей в курсе изучения литературы, а для этого сам курс по своему целеполага нию, содержанию, структуре должен предстать перед учителем и учащими ся единым, целостным, подчинённым определённой идее, освещающей на циональную самобытность, идеалы своего народа и родной литературы. <...> Каждое произведение, включённое в школьную программу <...>