Теория и методология Современные подростки: риски взросления Темыр ХАГУРОВ, ведущий научный сотрудник института социологии РАН, профессор Кубанского государственного университета, доктор социологических наук Статья, которую мы предлагаем, на первый взгляд, — сугубо теоретическая. <...> Но, как утверждал классик, сброшенный сегодня с корабля истории, нет ничего практичнее хорошей теории. <...> 12 ормальное взросление это по степенное возрастание свободы (автономности) и ответственно сти (за себя, окружающих и за мир) в поступках и поведении ребёнка. <...> Это возрастание личности возможно лишь при участии значимых взрослых, нахо дящихся с ребёнком в иерархических отношениях любви и заботы со сторо ны взрослых и послушания со стороны ребёнка. <...> Одна из главных задач взрос лого — сформировать ценностную по зицию, помогающую преодолевать эго изм, иначе не может быть ответствен ности как условия социальной зрелос ти. <...> Н Риски взросления — это результат на рушения нормальных, основанных на любви и иерархии детсковзрослых от ношений и эрозии нравственного нача ла в культуре. <...> На наш взгляд, в совре менном обществе (российском, прежде всего) эти процессы связаны с экспан сией массовой потребительской куль туры, несущей ценности индивидуали зированного гедонизма и нравственной распущенности. <...> Сущность этих рисков в невозможности достичь подлинной свободы, ответственности в поведении ребёнка и деформации его нравствен ной позиции. <...> Результатом становится увеличение числа носителей «внеш ней» мотивации в социальных практи ках, что ещё больше углубляет кризис взросления и продуцирует ещё бо’льшие риски. <...> К основным рискам взросления мож но отнести следующие: 1. <...> Это прежде всего потребительская деформация так на зываемой «нормальной» семьи. <...> В се мьях, где есть оба родителя и нет яв ной асоциальности (что не означает отсутствия скрытой), о ребёнке забо тятся. <...> При этом детско <...>