ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Коллективизм — основа воспитания индивидуальности Яков ТУРБОВСКОЙ, доктор педагогических наук Одна из важнейших проблем современной школы — воспитание растущего поколения. <...> Общество осознало, что отказ школы от воспитания, что усиленно пропагандировалось в 90-е годы прошлого века — это грубейшее заблуждение. <...> И при этом должны учиты ваться конкретноисторические усло вия, в которых протекает воспитатель ный процесс. <...> Для этого полезно (и необходимо) вы явить и осмыслить накопленный оте 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 6’2014 Теория и методология чественной школой опыт, педагогиче ские идеи, в современных условиях максимально продуктивные. <...> 4 Феномен этой двойственности воспи тательных влияний в школьной среде достаточно глубоко изучался, отра жался не только в педагогической пе чати, но и в профессиональной лите ратуре. <...> На долю «собст венно воспитания» (А.С. Макаренко) остаются до сих пор душеспаситель ные беседы, нагоняи и вызовы родите лей, «проработка» на родительском собрании, на педсовете. <...> Педагогическое сообщество поняло: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 6’2014 Я. <...> Коллективизм — основа воспитания индивидуальности никакое методически проработанное содержание образования не обеспе чивает эффективности воспитания школьников. <...> Ибо его надлежит многому на учить, включая и овладение субъект ной ролью. <...> Следующим фундаментальным про тиворечием, на мой взгляд, и стало противоречие между объектной и субъектной ролью ученика в про цессе обучения, что предопределяет его непрекращаемое внутреннее «раздвоение». <...> Какое же из этих противоречий пред ставляет наибольшую опасность и тре бует безотлагательных действий? <...> 5 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 6’2014 Теория и методология Да что там решения! <...> Не содержание образования, не требования социу ма, жизни, не ученик в его субъект нообъектной роли должны стать основным предметом общей школь ной озабоченности <...>