Покаяние поэта столь глубоко, что он ищет искупления своей вины в добровольных страданиях. <...> В стихотворении «Пророк», подводя итог всей своей творческой жизни, Лермонтов дела ет справедливый вывод, что хотя его пророчес кое служение и не достигло своей цели, он не изменил правде и, несмотря на непризнан ность, не стал подстраиваться под вкусы окру жающих: (Звучит стихотворение «Пророк» под музыку А. <...> Правдивая лира Лермонтова не могла изда вать фальшивые звуки. <...> Го воря о своих чувствах и переживаниях, Лер монтов делал это сдержанно и целомудренно, с неизменным эмоциональным равновесием. <...> Его поэзия имеет характерную черту: в ней от сутствуют литературные излишества, поэти ческие эффекты. <...> Вот почему в признании Лер монтова о созерцании Бога следует видеть только то, что в нем содержится, — необыкно венную религиозную одаренность поэта, поз волявшую ему достигать редких мгновений общения с Богом. <...> В.К. Ручко, заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 369, г. Москва КАВКАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА — ПОЭТА И ХУДОЖНИКА (Материал для беседы) Как вы думаете, что такое любовь? <...> «Синие горы Кав каза, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хреб тах, облаками меня одевали, вы к небу меня приручили, и я с той поры мечтаю о вас да о не бе. <...> Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ва ших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.» — так Лермонтов признается в любви к Кавказу. <...> (Вниманию учащихся предлагается презентация картин Лермонтова, посвященных Кавказу: «Тифлис», «Крестовая гора», «ВоенноГрузинская дорога близ Мцхета», «Вид Пятигорска», «Эльбрус при восходе солнца», «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». <...> ) «…На гладком холме одинокое дерево, вет ром, дождями нагнутое, иль виноградник, шу мящий в ущелье, и путь неизвестный над про пастью, где, покрываяся пеной, бежит безымен ная <...>