Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: технологии, рекомендации, педагогические техники, опыт Как помочь ребёнку выполнять вычисления «в уме» Анна БЕЛОШИСТАЯ, профессор Мурманского государственного университета, доктор педагогических наук ления в пределах 100 «в уме» (устно). <...> Учить этих детей сразу приёмам пись менных вычислений (так поступают многие родители и даже учителя) — значит, с первых же шагов обрекать их на полную беспомощность, когда воз никает необходимость выполнять уст ные вычисления в пределах 100. <...> По тому что научить ребёнка приёмам письменных вычислений во многих случаях проще, чем пытаться разви вать у него собственную вычислитель ную деятельность. <...> Однако в практиче ской жизни людям довольно часто приходится выполнять несложные (в пределах 100) вычисления в уме, «прикинуть» возможные границы ре зультатов несложных вычислений. <...> Кроме того, психологами доказано, что формирование и развитие собст венной вычислительной деятельности ребёнка благотворно влияет на разви тие внутреннего плана действий, гиб кости и рациональности мышления. <...> Особые трудности с устными вычис лениями часто испытывают дети с за медленным типом мышления, дети с ведущим синтетическим способом мыслительной деятельности, а также ведущие кинестетики (дети, которые предпочитают опору на пальцевый счёт). <...> Для детей с преобладанием синтети ческого типа мыслительной деятель ности и для детей с замедленной мыс лительной деятельностью нами были начительная часть детей испыты вает большие трудности при не обходимости выполнять вычис разработаны специальные схематиче ские модели двузначных чисел, отра жающие их десятичную структуру. <...> На базе использования этих моделей (как основы для построения адекват ной схематической модели приёма) для этих детей была разработана иная последовательность знакомства с вы числительными приёмами и иные способы <...>