Развитие универсальных учебных действий в ходе проектной и исследовательской деятельности Ольга Владимировна ЮРЧЕНКО, учитель географии 46 личностные. <...> Особое место среди УУД занимают познавательные, такие как: умение строить высказывание, формулировка проблемы, смысловое чтение и поиск информации, рефлексия деятельности, моделирование. <...> Сравним познавательные УУД с основными этапами исследовательской деятельности, к ним относятся: выделение объекта познания, выявление предмета исследования, обнаружение противоречий и постановка проблемы, выдвижение гипотезы; формулирование темы, постановка целей и задач, подбор методов и т.д. <...> Все перечисленные выше этапы относятся к познавательным УУД. <...> К универсальным учебным действиям относятся:: познавательные, коммуникативные, регулятивные, Проиллюстрировать всё вышесказанное хотелось бы на примере работы, которую я проводила со своими учениками. <...> Она была посвящена исследованию процентного содержания углекислого газа в различных помещениях школы. <...> Объектом исследования стало состояние воздуха, а предметом исследования — изменение концентрации углекислого газа в различных помещениях школы в течение дня. <...> Обнаружилось и противоречие: между тем, что учащиеся должны заниматься в помещениях с низким содержанием углекислого газа в воздухе, и тем, что в ряде кабинетов этот показатель превышает норму. <...> Ученики выдвигали множество предположений и сформулировали гипотезу. <...> Каково же было их удивление, когда зимним утром в кабинете экологии при проведении опыта обнаружилось присутствие углекислого газа. <...> Каким откровением сродни научному открытию для них стало, что растения в полной темноте дышат как люди. <...> На протяжении всего периода обучения дети осваивают коммуникативные действия, такие как: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе, включая и проектные формы работы, общение и взаимодействие <...>