Крымчанинова ОБРАЗЫ МАССМЕДИА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Традиционные институты социализации изменились. <...> Если раньше эту функцию выполняли семья, школа, вуз, трудовой коллектив, то сегодня все большую роль играют средства массовой коммуникации, причем в большей мере — визуальные: кино, телевидение, видеоролики из Интернета, поскольку они позволяют человеку актуализировать одновременно два аттитюда — на объект и на ситуацию. <...> Таким образом, именно современные визуальные массмедиа представляют собой конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социально-политической реальности. <...> Эмпирическое исследование (анкетирование, фокус-группы), проведенное автором в 2008 г. по заказу Совета по информационной политике при Президенте РФ совместно с социологической службой ВГТРК, позволило проанализировать механизм воздействия социокультурных символов, поставляемых современными массмедиа, на процессы формирования социальной и политической идентичности у российской молодежи в возрасте 14–25 лет. <...> Ключевые слова: социальная и политическая идентичность, идентификация, политическая социализация, менталитет, картина мира, социокультурные символы. <...> Образы, имеющие право претендовать на роль социальных символов, т.е. призванные формировать определенную социальную и политическую идентичность и общественно приемлемые модели общественного поведения, должны быть выражены в визуальных, эмоционально окрашенных моделях, соответствующих схемам восприятия (системе смыслов) носителей данной политической культуры. <...> Более всего к этому определению подходят образы, поставляемые современными массмедиа, особен13 но кинематографом, ТВ и Интернетом, приобретающие функцию социальных символов. <...> Такие социальные символы наделены способностью структурировать политическую среду, формируя общее коммуникативное пространство и правила поведения <...>