П. В. Куприяновский
ФУРМАНОВ, Дмитрий Андреевич [26.X(7.XI).1891, с. Середа Нерехтского у. Костромской губ.,
ныне г. Фурманов Ивановской обл., -- 15.III.1926, Москва] -- рус. сов. писатель. Род. в семье крестьянина,
позднее приписавшегося к мещанскому сословию. Детство и юность провел в Иваново-Вознесенске.
Учился в Кинешемском реальном училище (1909--12) и на филологич. ф-те Моск. ун-та (1912--14;
окончил в 1924). Участник 1-й мировой войны; был братом милосердия. В конце 1916 вернулся в
Иваново-Вознесенск, преподавал на рабочих курсах; нек-рое время был связан с эсерами, затем -- с
анархистами. В период Октябрьской революции был пред. Революц. штаба. В июле 1918 вступил в
Коммунистич. партию по рекомендации М. В. Фрунзе, под руководством к-рого работал в сов. и парт.
органах Иваново-Вознесенска. В 1919--21 Ф. -- на фронтах Гражд. войны: комиссар 25-й дивизии Вост.
фронта (командиром ее был В. И. Чапаев), нач. политуправления Туркестан. фронта, уполномоченный
Туркфронта в Семиречье, нач. политотдела 9-й Кубанской армии, нач. редиздата 11-й армии и редактор
арм. газ. "Красный воин" (Тифлис). Участвовал в Уфимской воен. операции против армий Колчака,
руководил ликвидацией антисов. мятежа в г. Верном (Алма-Ата), был комиссаром десанта сов. войск на
Кубани, разгромившего врангелевцев (за эту операцию награжден орденом Красного Знамени). В мае
1921 Ф. приехал в Москву. Работал в Высшем военно-редакц. совете и Госиздате. Одновременно
занимался лит. деятельностью. В 1923 вошел в группу пролет. писателей "Октябрь". В 1924--25 был
секретарем Моск. ассоциации пролет. писателей (МАПП). Умер от менингита.
Писать Ф. начал в школьные годы. До 1917 опубл. два произв.: стих. "Памяти
Д. Д. Ефремова" (1912) и очерк "Братское кладбище на Стыри" (1916). Дневниковые записи периода 1-й
мировой войны позднее изданы как самостоят. произв. -- "Дневники (1914--1915--1916)" (1929). Ранние
лит. опыты Ф. свидетельствуют о демократичности его убеждений, о влиянии на него рус. классики. Уже
в то время начинают формироваться такие особенности стиля писателя, как автобиографизм,
документальность, аналитичность.
После Октября гл. темой Ф. становится тема революции; в ней он увидел "целый океан поэзии",
"огромную красоту" (дневник, запись от 12 дек. 1917). В годы революции и Гражд. войны выступает гл.
обр. как публицист (св. 130 статей, очерков). Произв. тех лет тесно связаны с практич. деятельностью Ф. -комиссара
и политработника, проникнуты идеей защиты завоеваний социалистич. революции. В 1921
созданы первые крупные произв. -- пьеса "За коммунизм" (опубл. 1965) и повесть "Записки
обывателя" (опубл. 1926). В 1922 появляются повесть "Красный десант" -- о десантной операции на
Кубани во главе с Е. И. Ковтюхом и Ф. против врангелевцев, очерки "На подступах Октября" и
"Незабываемые дни" -- о революц. событиях в Иваново-Вознесенске.
Широкий успех и признание к Ф. приходят с изданием романов "Чапаев" (1923) и "Мятеж" (1925,
одноим. пьеса в соавт. с С. Поливановым, пост. 1927). В этих произв., а также в повести "В восемнадцатом
году" (1923) и цикле очерков о М. В. Фрунзе (1925) Ф. правдиво рисует подъем нар. масс в революции и
ее героев.
Он выступает как художник-летописец, стремящийся запечатлеть новое, героическое в самой
жизни. При этом он опирается на реальных людей, на типичные явления и события самой
действительности. Ф. шел от лично увиденного и пережитого, но историч. достоверность он сочетал с
широкими идейно-худож. обобщениями.
Романом "Чапаев" Ф. заложил основы эпич. формы в сов. прозе, в нем создан яркий типический
образ героя-современника. Образ легендарного героя Гражд. войны Чапаева, нарисованный во всей его
сложности, предстал как широкое обобщение противоречивых и в то же время подлинно героич. свойств,
присущих нар. массам. Революция создала условия для раскрытия лучших сторон личности Чапаева,
направила ее развитие к "разумному" и "светлому". В этом процессе исключительно велико значение
комиссара Клычкова, образ к-рого наряду с образом Чапаева стал серьезным завоеванием сов. лит-ры.
Авангардная роль партии и рабочего класса (олицетворением его выступает в романе отряд иванововознесенских
рабочих) художественно акцентирована в ряде впечатляющих картин и эпизодов. Не менее
выпукло показана и полупартизанская крест. масса. Роман отличается не только высокой правдивостью
осн. образов, но и верностью деталей, реалистич. передачей быта, колорита времени. В то же время
"Чапаев" романтичен, в нем прекрасно передана героика революц. борьбы. "Чапаев" является одним из
первых произв. социалистич. реализма в молодой сов. прозе. Худож. принципы и достижения этого
произв. Ф. развивает в романе "Мятеж", в к-ром с большой силой раскрыта тема партии, пролет.
гуманизма, показаны идейные и моральные качества характеров коммунистов.
Жизнь Ф. оборвалась в пору начавшегося расцвета его таланта и больших замыслов. Последняя
его книга, вышедшая посмертно, -- очерки "Морские берега" (1926) -- свидетельствовала о поисках новой
тематики (социалистич. строительство), о совершенствовании худож. мастерства. Ф. замышлял создание
"Эпопеи гражданской войны" и романа "Писатели", где намеревался изобразить лит. борьбу первых лет
Стр.1