М. Добрынин
Владимир Максимович Фриче
Источник: Большая советская энциклопедия, Том 59, М.: Гос. институт "Сов. энциклопедия",
1935, стр. 235 - 240.
ФРИЧЕ, Владимир Максимович (1870--1929), искусствовед, историк русской и западной
литератур, критик, член ВКП(б), академик, член Всесоюзной академии наук и Коммунистической
академии. По окончании немецкой гимназии Ф. поступил в Московский ун-т, где познакомился с В. М.
Шулятиковым (см.) и через него завел связи с социал-демократическим движением. В 1904 сдал
магистерский экзамен и стал читать лекции в Московском университете. Лекции часто носили характер
политических демонстраций, в результате чего Ф. вынужден был уйти из ун-та и оставить преподавание в
школе. Параллельно с работой в школе Ф. развернул в 90-х гг. свою деятельность как лектор, в частности
на Пречистенских курсах для рабочих. Особенностью этих лекций были их революционность, боевая
заостренность, связь темы с современным положением страны, за что он неоднократно подвергался
репрессиям. Лекции создали Ф. громадную популярность. В начале 1905 вместе с М. Н. Покровским, В.
М. Шулятиковым и др. Ф. вошел в состав лекторской группы при МК РСДРП(б) и читал публичные
лекции в Москве и других городах. Сбор от лекций поступал в финансовую комиссию при МК. Покинув в
1910 университет, Ф. продолжал работу преимущественно как критик и историк литературы. После
Октябрьской революции Ф. был комиссаром по иностранным делам при Моск. совете, затем членом
коллегии МОНО, в 1919 он -- агитатор при МК РКП(б), зав. лит. отд. Наркомпроса. С 1922 Ф. вернулся к
научной деятельности. Он был руководителем литературного факультета 1 МГУ, Института языка и
литературы -- РА ПИОН, литературного отделения Института красной профессуры, секции Лия
Комакадемии, главным редактором "Литературной энциклопедии", редактором журнала "Литература и
марксизм", и других изданий.
На литературном поприще Фриче выступил в 1895, когда начал печатать еженедельные фельетоны
о западно-европейской литературе в газ. "Курьер". В этих ранних статьях Ф. показывал распад
капиталистического общества, с одной стороны, изобличая упадочный характер буржуазного искусства
("К психологии декаденства", 1902; "Поэзия безволия", 1904; "Что такое декаденство", 1900;
"Психическая чахотка", 1903; "Капитализм и нервозность", 1903, и т. п.), с другой,--вскрывая те
литературные явления, в которых получали свое выражение революционная борьба и социализм
["Поэтесса из народа" (Ада Негри), 1899; статьи о Золя, 1902; "Интеллигентный пролетариат во Франции",
1901, и т. д.]. Ф. выступил как марксист, но это была эпоха 90--900-х гг., когда марксистское
искусствознание и литературоведение только еще начинали складываться. Отсюда в теоретических
высказываниях Ф. -- ряд противоречий, неясностей, ошибок. Революция 1905 определила дальнейшую
деятельность Фриче. В сборнике МК РСДРП(б) "Текущий момент" Фриче поместил статью "Западная
Европа и русская революция", где доказывал на литературном материале исключительное значение
русской революции для западного пролетариата.
Сосредоточивая внимание на выяснении идейной сущности произведения, Ф. не давал анализа его
художественных особенностей, -- черта, свойственная всей марксистской критике того времени.
Чрезвычайно интересна и характерна статья "От марксизма к идеализму" (журн. "Правда", 1905, VIII), в
которой Ф. рассматривал путь немецкой интеллигенции конца 19 в., не принявшей революционной
идеологии марксизма и искавшей примирения с существующим порядком. В результате этого процесса в
немецкой литературе появились: романтизм, индивидуализм и религиозность. На творчестве Фульде Ф.
показывал нарастание антидемократических тенденций, проповедь подчинения рабочих капиталистам,
земледельцам и интеллигенции (от "Потерянного рая" к комедии "Остров Робинзона"). В творчестве
Шницлера и Гофмансталя им показан поворот в сторону грез и сновидений. Оторванные от жизни, от
реальной борьбы писатели превращают жизнь в игру, наряду с романтизмом проповедуя индивидуализм,
а затем и религиозность. Ф. прекрасно вскрывал "реакционно-буржуазную тенденцию" этих течений как
желание отвлечь с.-д-тию от борьбы за завоевание пролетариатом политической власти ("Видение
Христа" Крецера). Многочисленные работы этого периода показывают Ф. как критика-большевика, для
которого прежде всего характерна партийная оценка явлений (особенно показательна в этом отношении
его книга "Художественная литература и капитализм", 1906).
Во время реакции, затем нарастания нового подъема (1907--17) Ф. вел борьбу против реакционных,
ликвидаторских настроений среди интеллигенции ("от Чернышевского к "Вехам""), против
идеалистических течений в искусстве, против эстетизма, изощренного психологизма, эгоцентризма,
крайнего индивидуализма и т. д. ("Основные мотивы западно-европейского модернизма", 1909;
"Торжество пола и гибель цивилизации", 1910; "Поэзия кошмаров и ужаса", 1912). После Октябрьской
Стр.1