Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Владимир Максимович Фриче

0   0
Первый авторДобрынин
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID4601
АннотацияОб авторе (Фриче Владимир Максимович). Статья из Большой советской энциклопедии (1-е издание)
Кому рекомендованоОб авторе
Добрынин, М. Владимир Максимович Фриче : Статья / М. Добрынин .— : [Б.и.], 1935 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4601 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Максимович Фриче Источник: Большая советская энциклопедия, Том 59, М. <...> ФРИЧЕ, Владимир Максимович (1870--1929), искусствовед, историк русской и западной литератур, критик, член ВКП(б), академик, член Всесоюзной академии наук и Коммунистической академии. <...> По окончании немецкой гимназии Ф. поступил в Московский ун-т, где познакомился с В. М. Шулятиковым (см.) и через него завел связи с социал-демократическим движением. <...> В 1904 сдал магистерский экзамен и стал читать лекции в Московском университете. <...> Лекции часто носили характер политических демонстраций, в результате чего Ф. вынужден был уйти из ун-та и оставить преподавание в школе. <...> Параллельно с работой в школе Ф. развернул в 90-х гг. свою деятельность как лектор, в частности на Пречистенских курсах для рабочих. <...> Особенностью этих лекций были их революционность, боевая заостренность, связь темы с современным положением страны, за что он неоднократно подвергался репрессиям. <...> Сбор от лекций поступал в финансовую комиссию при МК. <...> После Октябрьской революции Ф. был комиссаром по иностранным делам при Моск. совете, затем членом коллегии МОНО, в 1919 он -- агитатор при МК РКП(б), зав. лит. отд. <...> На литературном поприще Фриче выступил в 1895, когда начал печатать еженедельные фельетоны о западно-европейской литературе в газ. <...> В этих ранних статьях Ф. показывал распад капиталистического общества, с одной стороны, изобличая упадочный характер буржуазного искусства ("К психологии декаденства", 1902; "Поэзия безволия", 1904; "Что такое декаденство", 1900; "Психическая чахотка", 1903; "Капитализм и нервозность", 1903, и т. п.), с другой,--вскрывая те литературные явления, в которых получали свое выражение революционная борьба и социализм ["Поэтесса из народа" (Ада Негри), 1899; статьи о Золя, 1902; "Интеллигентный пролетариат во Франции", 1901, и т. д. <...> ]. Ф. выступил как марксист, но это была эпоха 90--900-х гг., когда марксистское искусствознание и литературоведение только еще начинали складываться. <...> В сборнике <...>
Владимир_Максимович_Фриче.pdf
М. Добрынин Владимир Максимович Фриче Источник: Большая советская энциклопедия, Том 59, М.: Гос. институт "Сов. энциклопедия", 1935, стр. 235 - 240. ФРИЧЕ, Владимир Максимович (1870--1929), искусствовед, историк русской и западной литератур, критик, член ВКП(б), академик, член Всесоюзной академии наук и Коммунистической академии. По окончании немецкой гимназии Ф. поступил в Московский ун-т, где познакомился с В. М. Шулятиковым (см.) и через него завел связи с социал-демократическим движением. В 1904 сдал магистерский экзамен и стал читать лекции в Московском университете. Лекции часто носили характер политических демонстраций, в результате чего Ф. вынужден был уйти из ун-та и оставить преподавание в школе. Параллельно с работой в школе Ф. развернул в 90-х гг. свою деятельность как лектор, в частности на Пречистенских курсах для рабочих. Особенностью этих лекций были их революционность, боевая заостренность, связь темы с современным положением страны, за что он неоднократно подвергался репрессиям. Лекции создали Ф. громадную популярность. В начале 1905 вместе с М. Н. Покровским, В. М. Шулятиковым и др. Ф. вошел в состав лекторской группы при МК РСДРП(б) и читал публичные лекции в Москве и других городах. Сбор от лекций поступал в финансовую комиссию при МК. Покинув в 1910 университет, Ф. продолжал работу преимущественно как критик и историк литературы. После Октябрьской революции Ф. был комиссаром по иностранным делам при Моск. совете, затем членом коллегии МОНО, в 1919 он -- агитатор при МК РКП(б), зав. лит. отд. Наркомпроса. С 1922 Ф. вернулся к научной деятельности. Он был руководителем литературного факультета 1 МГУ, Института языка и литературы -- РА ПИОН, литературного отделения Института красной профессуры, секции Лия Комакадемии, главным редактором "Литературной энциклопедии", редактором журнала "Литература и марксизм", и других изданий. На литературном поприще Фриче выступил в 1895, когда начал печатать еженедельные фельетоны о западно-европейской литературе в газ. "Курьер". В этих ранних статьях Ф. показывал распад капиталистического общества, с одной стороны, изобличая упадочный характер буржуазного искусства ("К психологии декаденства", 1902; "Поэзия безволия", 1904; "Что такое декаденство", 1900; "Психическая чахотка", 1903; "Капитализм и нервозность", 1903, и т. п.), с другой,--вскрывая те литературные явления, в которых получали свое выражение революционная борьба и социализм ["Поэтесса из народа" (Ада Негри), 1899; статьи о Золя, 1902; "Интеллигентный пролетариат во Франции", 1901, и т. д.]. Ф. выступил как марксист, но это была эпоха 90--900-х гг., когда марксистское искусствознание и литературоведение только еще начинали складываться. Отсюда в теоретических высказываниях Ф. -- ряд противоречий, неясностей, ошибок. Революция 1905 определила дальнейшую деятельность Фриче. В сборнике МК РСДРП(б) "Текущий момент" Фриче поместил статью "Западная Европа и русская революция", где доказывал на литературном материале исключительное значение русской революции для западного пролетариата. Сосредоточивая внимание на выяснении идейной сущности произведения, Ф. не давал анализа его художественных особенностей, -- черта, свойственная всей марксистской критике того времени. Чрезвычайно интересна и характерна статья "От марксизма к идеализму" (журн. "Правда", 1905, VIII), в которой Ф. рассматривал путь немецкой интеллигенции конца 19 в., не принявшей революционной идеологии марксизма и искавшей примирения с существующим порядком. В результате этого процесса в немецкой литературе появились: романтизм, индивидуализм и религиозность. На творчестве Фульде Ф. показывал нарастание антидемократических тенденций, проповедь подчинения рабочих капиталистам, земледельцам и интеллигенции (от "Потерянного рая" к комедии "Остров Робинзона"). В творчестве Шницлера и Гофмансталя им показан поворот в сторону грез и сновидений. Оторванные от жизни, от реальной борьбы писатели превращают жизнь в игру, наряду с романтизмом проповедуя индивидуализм, а затем и религиозность. Ф. прекрасно вскрывал "реакционно-буржуазную тенденцию" этих течений как желание отвлечь с.-д-тию от борьбы за завоевание пролетариатом политической власти ("Видение Христа" Крецера). Многочисленные работы этого периода показывают Ф. как критика-большевика, для которого прежде всего характерна партийная оценка явлений (особенно показательна в этом отношении его книга "Художественная литература и капитализм", 1906). Во время реакции, затем нарастания нового подъема (1907--17) Ф. вел борьбу против реакционных, ликвидаторских настроений среди интеллигенции ("от Чернышевского к "Вехам""), против идеалистических течений в искусстве, против эстетизма, изощренного психологизма, эгоцентризма, крайнего индивидуализма и т. д. ("Основные мотивы западно-европейского модернизма", 1909; "Торжество пола и гибель цивилизации", 1910; "Поэзия кошмаров и ужаса", 1912). После Октябрьской
Стр.1