Автор анализирует заочную полемику Гегеля и Канта по проблеме войны и мира, пытается найти сближающие и разводящие линии их рассуждений, рассмотреть отношение данной полемики к политической реальности сегодняшнего дня. <...> История политической мысли изобилует сюжетами, интерес к которым не исчезает со временем, но, напротив, полнится, вовлекая в процесс своего обсуждения все новые и новые имена, представляющие различные точки зрения в спорах и дискуссиях, казалось бы, давно ушедших в прошлое. <...> Один из таких случаев обнаруживает себя в заочной полемике Гегеля и Канта по проблеме войны и мира, — полемике, в которой каждый остается при своем мнении, но не уходит, откланявшись, а, наоборот, с годами набирает все большее число сторонников и противников, неотвратимо включающихся в давний политологический спор двух ведущих представителей немецкой классической философии. <...> Автор статьи не ставит целью присоединиться к ряду сторонников либо противников безупречно выверенных позиций великих мыслителей прошлого, но предполагает ответить на ряд вполне закономерно возникающих вопросов: так ли вызывающе контрадикторно, как считают немалое число ученых мужей, расходятся позиции Канта1 и Гегеля2 левских построениях моментов, сближающих, а не разводящих их 1 «Я вижу специфическое значение трактата “К вечному миру” (и других работ на данную тему) в следующем: неуступчиво выдвигая “чистую теорию” вечного (то есть прочного и длительного) мира, теорию должного, Кант одновременно и учитывает, и нейтрализует скептические аргументы “реалистов”, предоставляя достаточно весомые соображения не просто в пользу возможности, но и необходимости, а значит реализуемости — во всяком случае, в длительной исторической перспективе — центральных пунктов рассматриваемой теории» (Мотрошилова Н.В. <...> 2 “Гегель предстает перед нами как безусловный противник вечного мира и сторонник войны” (Гулыга А.В. <...> Нет ли в кантовских <...>