КОЛОНКА РЕДАКТОРА Владимир Легойда Чему не учат в школе « П и что с этим делать редложение выражает законченную мысль». <...> Если исходить из этого бесспорного определения, то многие современные школьники предложениями не говорят. <...> И еще афоризм, который я также запомнил со школьной скамьи: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». <...> В изложении мыслей, с которыми я сталкиваюсь у студентов младших курсов, то есть вчерашних школьников, о ясности говорить не приходится. <...> Я сейчас не о смене поколений, не о «былых прекрасных временах». <...> Приведенные выше факты — результат преподавания русского языка и литературы в нашей школе за последние годы. <...> Еще одно «замечательное» следствие проводимых реформ — отсутствие аргументации или неумение аргументировать. <...> И если еще не так давно преподаватели говорили, что плохая подготовка проявляется в том, что школьники часто путают вопросы «почему» и «для чего», сегодня это уже изыски. <...> Конечно, современные подростки намного более раскрепощены, чем, например, их советские ровесники 70-х — 80-х годов прошлого века. <...> Но только в случае, если раскрепощенность поведения соседствует с раскрепощенностью ума, с умением ясно мыслить и излагать, а значит, и умением аргументировать. <...> Частая, увы, ситуация на семинаре или экзамене: «несет» студент что-то волшебное, «от ветра головы своея». <...> Невольно вспоминается «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: 4 ФОМА • апрель 2016 «— Дайте нарзану, — попросил Берлиоз. <...> — Нарзану нету, — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась». <...> Еще одно правило, усвоенное мною с тех самых школьных времен: критикуя — предлагай. <...> Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. <...> Бессмысленно сетовать на то, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточное количество часов. <...> Вариативность в преподавании <...>