Вопросы мастерам Почему на иконах изображают солнце, луну и звезды? <...> Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Т радиция изображения звезд и созвездий в христианском искусстве уходит в глубокую древность. <...> Мы видим их красные вспышки на таинственных белых сводах римских катакомб, встречаем золотое сияние в равеннских мозаиках V–VI веков, разглядываем причудливые гримасы светил на пергаментах византийских рукописей, в так называемых «Космографиях», описывающих устройство Вселенной. <...> Изображения зодиакальных знаков мы обнаруживаем и в христианских базиликах Европы XII–XIII веков, и в храме Ильи Пророка XVII века в Ярославле: на фресках свода галереи мы можем увидеть золотую небесную сферу с символами созвездий, а центром Вселенной здесь является место слияния Которосли и Волги. <...> Небесные тела являлись свидетелями и даже участниками главных событий христианской истории, вспомним идущую перед волхвами звезду Рождества Христова (Мф 2:9). <...> Поэтому их изображения гармонично встроены в соответствующие сюжеты. <...> В сцене Распятия по сторонам от крестного древа почти всегда присутствуют два диска красного и серебристого цвео церковном искусстве Рождество Христово тов. <...> Оба этих светила представлены и в сцене Страшного Суда, в верхней части, где ангелы свивают небо (Откр 6:12–14). <...> Православный христианин верует, что не звезды руководят его жизнью, а Бог. <...> Поэтому изображения светил и даже зодиакальных знаков лишь напоминают нам: созданные в четвертый день творения (Быт 1:14–18), вместе со всем тварным миром призванные хвалить Господа (Пс 148:1–4), небесные тела участвуют во вселенском богослужении и подчиняются воле своего Творца. ф. <...> Отвечает Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь» Н а самом деле это не совсем так. <...> Мы не можем сказать, что на всех без исключения церковных изображениях отсутствуют тени. <...> Если мы рассмотрим, например, изображения <...>