В ПОИСКЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ УДК 378.1 Ю.А. Егорова, Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Чистополе К вопросу о педагогическом идеале и стратегической цели высшей школы В настоящее время в России наблюдается двойной кризис – кризис человека и общества. <...> В целом сейчас тенденция разрушения преобладает над тенденцией созидания. <...> Высшая школа во все времена выступала фактором развития человека и общества. <...> Функцию ориентира для созидательной деятельности преподавателей выполняли единый для всех общезначимый педагогический идеал (образ идеального человека) и основанная на нем стратегическая цель (результат, который нужно достичь в перспективе, что определяет общее направление научнообразовательной работы). <...> В разные годы это были разные идеалы и цели, например, «всесторонне и гармонично развитая личность» – «формирование всесторонне и гармонично развитой личности», «строитель коммунизма» – «формирование строителя коммунизма» и др. <...> Ситуация кризиса человека и общества усугубляется еще и тем, что в настоящее время само высшее образование в России переживает системный кризис. <...> У высшей школы нет единого общезна© Егорова Ю.А., 2016 15 Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Чистополе чимого педагогического идеала и стратегической цели. <...> Учеными предлагаются разные идеи, в том числе, например, «конкурентоспособная личность» – «воспитание конкурентоспособной личности», «компетентный профессионал» – «формирование компетентного профессионала» и др. <...> Но не следует забывать о том, что деятельность без цели не имеет смысла. <...> Идеал (франц. ideal, от греч. idea – идея, первообраз) в общеупотребительном смысле означает высшую степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей [1, с. <...> Педагогический идеал – это совокупность <...>