Чанышев ПРОТИВОРЕЧИЯ “СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ” И ПРОЕКТ “ЗАМКНУТОГО ТОРГОВОГО ГОСУДАРСТВА” И.Г. ФИХТЕ Фихте — один из первых критиков политического “проекта Просвещения”, фиксирующих провал узловых моментов последнего — создание правового государства и обеспечение автономии личности (свободы). <...> “Центром тяжести” политико-правовой концепции Фихте, как это и было в предшествующей либеральной европейской традиции, в частности у просветителей и у Канта, остается проблема свободы. <...> Он, в отличие от своих предшественников, не ограничивается анализом одних только формальноправовых оснований свободы и политических условий ее реализации (в их корреляции с моральной автономией индивида), но “открывает” социальное и экономическое измерение свободы и по сути ставит проблему ее укорененности в интерсубъективных порядках взаимодействия людей; одновременно Фихте пытается дать содержательный ответ на вопрос о том, в чем заключается исторический смысл моральной и политической свободы человека и самой политики. <...> Результатом такой переориентации основного интереса мыслителя становится концепция замкнутого торгового государства как инструмента достижения социальной справедливости и свободы. <...> Интересующее нас политикоправовое содержание фихтеанства заключается в материале анализа философом исторических предпосылок возникновения правового государства и возможности его развития до мыслимой на перспективу социальной полноты и, в частности, реализации подобной задачи в условиях создания “замкнутого торгового государства”. <...> Современная эпоха, согласно пониманию Фихте, лежит “в самом 46 центре всей совокупности времени, … соединяет концы двух совершенно противоположных в своем принципе миров: мира темноты и мира ясности, мира принуждения и мира свободы, не принадлежа, однако, ни к одному из них” [5, с. <...> Установка на достижение предельной личной свободы, понимаемой как атомарная “автономизация <...>