Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.  / №4 2010

Мотивы безопасности человека в дискурсах о языковой политике (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМухарямов
Страниц5
ID458479
АннотацияВ статье рассматриваются языковые проблемы обеспечения национальной безопасности в современном обществе.
УДК316.334.3
Мухарямов, Н.М. Мотивы безопасности человека в дискурсах о языковой политике / Н.М. Мухарямов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. .— 2010 .— №4 .— С. 36-40 .— URL: https://rucont.ru/efd/458479 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Н.М. Мухарямов МОТИВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ДИСКУРСАХ О ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКЕ Проблематика языка и языковых процессов непосредственно связана с безопасностью. <...> Безопасность человека в области языкового функционирования и языкового выбора складывается из разноплановых оснований: из права на сохранение собственной языковой самобытности, на пользование родным языком, права на воспроизводство групповой индивидуальной и групповой этноязыковой идентичности и культуры. <...> Ключевые слова: национальная безопасность, язык, языковой суверенитет, языковые аспекты национальной безопасности, языковые права человека, политико-языковая среда. <...> Проблематика языка и языковых процессов включается в широкие смысловые контексты, связанные с безопасностью, по множеству линий и способов взаимодействия. <...> Это получает дискурсивно многообразное отражение в концептуальном конструировании и практическом осуществлении языковой политики, в ее дискурсивном оформлении. <...> В рамках протекционистской языковой политики язык преимущественным образом интерпретируется “эссенциалистски”, субстанционально, т. е. в качестве предмета как такового, подлежащего защите перед лицом определенных угроз, как правило, социолингвистической природы. <...> Характерная в этом отношении норма содержалась в законе “О языках народов РСФСР” (от 25 октября 1991 г.): “Языковой суверенитет — совокупность прав народов и личности на сохранение и развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. <...> …Языковой суверенитет народов и личности охраняется законом” (Ст. <...> Разумеется, “языковой суверенитет личности” с самого начала не мог иметь никаких шансов на превращение в работающую правовую норму, и его можно объяснить лишь политико-идеологическими реалиями момента. <...> В названном контексте идентификация угроз связана с широким внедрением иноязычных заимствований (англицизмы), непомерным распространением сниженных стилистических <...>