Кодекс Карамзина Елена ЗИНОВЬЕВА О НАСЛЕДОВАНИИ ИДЕЙ Исторические труды Карамзина всегда воспринималось неоднозначно, мнения о них сильно расходились еще при его жизни. <...> В правых кругах деятельность Карамзина оценивалась как потрясение не только литературных, но и политических основ; для революционеров и либералов Карамзин, напротив, являлся одним из столпов и символов самодержавия, на которое они обрушивали весь свой праведный пыл. <...> , проанализировав литературное наследие Карамзина, счел, что его творения «могут теперь составлять только более или менее любопытный предмет изучения в истории русского языка, русской литературы, русской общественности, но уже нисколько не имеют для настоящего времени интереса». <...> Грот: «Предметы, особенно обращавшие на себя внимание Карамзина, были: воспитание юношества и вообще просвещение русского народа, возвышение национальной гордости, пробуждение самостоятельности в общественной жизни». <...> Вся разноголосица мнений широко представлена в книге «Н. М. Карамзин: pro et contra», вышедшей в 2006 году. <...> О наследовании идей / 167 ных критиков и историков литературы, оценки высокие и уничижающие, восторженные и пренебрежительные, благоговейные и взвешенные. <...> И по сей день Карамзин выступает объектом новых, неожиданных прочтений и интерпретаций. <...> Он хотел приложить свой литературный талант к готовому материалу: «выбрать, одушевить, раскрасить», чтобы сделать из русской истории «нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев». <...> НЕВА 9’2016 168 / Кодекс Карамзина Современных критиков Карамзина особенно волнуют «клеветнические выпа - ды» историка в адрес Иоанна Васильевича, царя Грозного. <...> Масонство притягивало своей просветительской и благотворительной деяНЕВА 9’2016 170 / Кодекс Карамзина тельностью, но отталкивало мистической стороной: умственному складу Карамзина оказались чужды и мистицизм, и метафизика. <...> Но существует и мнение, что разрыв <...>