ВОСПИТАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА как педагогическая проблема П демократической культуры Воспитание В.В. <...> Белкина кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. <...> К.Д. Ушинского оследние десятилетия наше государство развивается под лозунгами де мократизации всех сфер общественной жизни: политики, экономики, ис кусства, и, конечно же, образования. <...> Большинство учёных и видных государ ственных деятелей утверждают, что будущее России связано с развитием куль туры демократических отношений. <...> Формирование основ демократической культуры начинается ещё в раннем детстве, а школа, как социальный институт, реализующий задачи обучения и воспитания детей, имеет бо`льшие возможно сти для организации работы в данном направлении. <...> Мы считаем, что демокра тия в образовании — это, прежде всего, предоставление детям права и возмож ностей самостоятельно, активно «творить» собственное образование в коллек тивной среде, ориентироваться в информационном потоке и самостоятельно находить истину. <...> Демократическая культура личности (ДК) — это совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на основе освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей. <...> Анализ психологопедагогической литературы, а также результаты собст венной научноисследовательской деятельности позволяют выделить следую щие компоненты ДК. <...> Познавательноценностный компонент включает в себя признание ценнос ти социализированных интересов, особенностей, прав и свобод всех людей; адекватные представления о людях и о себе; понимание и принятие действую щих законов, правил; понимание важности взаимодействия людей не основе 44 «Сельская школа» 3/2016 В.В. Белкина. <...> Воспитание демократической культуры как педагогическая проблема взаимоуважения <...>