Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01210107.htm
Фофанов (Константин Михайлович) - даровитый поэт. Родился в Санкт-Петербурге 18 мая 1862 г.
Дед его был крестьянин Олонецкой губернии, отец торговал дровами и записался в санкт-петербургские
купцы. Крайняя нервная возбужденность составляет отличительную черту семьи. Ф. не получил
систематического образования и только некоторое время учился в частных пансионах. Уже в 8 - 10 лет
он стал подбирать рифмы; в печати его стихи впервые появились в "Русском Еврее" 1881 г. С тех пор он
исключительно посвятил себя литературной деятельности и поместил огромное количество
стихотворений в разных изданиях, преимущественно в иллюстрированных журналах и в "Новом
Времени". Отдельно вышли сборники: "Стихотворения" (Санкт-Петербург, 1887);
"Стихотворения" (Санкт-Петербург, 1889); "Тени и Тайны" (Санкт-Петербург, 1891);
"Стихотворения" (Санкт-Петербург, 1896, в 5 небольших частях, под особыми заглавиями: "Маленькие
поэмы", "Этюды в рифмах", "Майский шум", "Снегурочка", "Монологи"); "Иллюзии" (Санкт-Петербург,
1900). В 1900 г., в одном из томиков лейпцигской "Universal Bibliothek" Реклама, появился немецкий
перевод его стихотворений, принадлежащий Ф.Ф. Фидлеру . Поэзия Ф. представляет собой редкий
образчик творчества, почти отрешенного от условий места и времени. В одном из лучших своих
стихотворений, служащем эпиграфом к первому сборнику его, он говорит о себе: "Звезды ясные, звезды
прекрасные нашептали цветам сказки чудные, лепестки улыбнулись атласные, задрожали листы
изумрудные. И цветы, опьяненные росами, рассказали ветрам сказки нежные - и распели их веты
мятежные над землей, над волной, над утесами. И земля, под весенними ласками наряжаяся тканью
зеленой, переполнила звездными сказками мою душу безумно влюбленную. И теперь, в эти дни
многотрудные, в эти темные ночи ненастные, отдаю я вам, звезды прекрасные, ваши сказки, задумчиво
чудные". Эта высокопоэтическая автобиография дает точное указание источников творчества Ф. Как
поэт, он не от мира сего, живущий в своем особом мире неясных видений и смутных настроений. Если
он часто говорит о цветах, о садах, о лесах, то это все понятия почти отвлеченные, без тех более точных
признаков, которые сообщают индивидуальность описанному предмету. О никогда невиданном юге он
говорит несравненно чаще, чем о родной северной природе. В его стихах почти нет ни русской природы,
ни русской истории, ни русского быта. Отрешенность его от среды так велика, что даже в переложениях
разных легенд и сказаний, он почти не берет русских сюжетов, а удаляется далеко за море, в Японию, в
Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство царевича Триолета, потому что это освобождает его от
обязанности описывать точно и определенно и дает возможность ограничиваться только общими,
смутными контурами. Самый язык этого сына и внука крестьянина, в чисто художественном отношении
прекрасный, не имеет в себе ничего специфически русского; в аксессуарах его нет русских поверий и
русского быта, в его видениях реют только эльфы, феи, мелькают заморские царевичи, рыцари и т. п.
Отсюда чрезвычайная нарядность его поэтического стиля, в стихотворениях неудачных переходящая в
крайнюю вычурность. Ф. чужд каких бы то ни было "тенденций", не принадлежит ни к каким
литературным лагерям. По общему складу поэзии его зачисляют в школу "чистого искусства", но вместе
с тем в нем нет и следов того тенденциозного и чисто полемического убегания от "гражданских" тем,
которое составляет характерную черту многих новейших представителей школы "искусства для
искусства". Напротив того, в те редкие минуты, когда Ф. спускается на землю, он говорит подчас о
"вздохах нищеты больной", сочувственно относится к тому, что муза, которая прежде "не внимала крику
человеческих страстей", теперь "братства, мира и свободы вкруг бросает семена" и стала "гением
прекрасным пробираться на чердак". - Отсутствие тенденциозности в Ф. находится в тесной связи с тем,
что он - яркий представитель почти бессознательного творчества, отдающегося песнопению, по
немецкой эстетической формуле, wie der Vogel singt. Отдельные фразы и рифмы как бы сами собой у
него складываются; часто стихотворения его обуславливаются не содержанием, а музыкальными
особенностями того размера, который его в данный момент пленил. Это сказывается и в том, что Ф.
совершенно лишен способности отделывать свои стихотворения; сборники его полны поразительных
недостатков и прямых курьезов. Все указанные особенности придают поэтической деятельности Ф.
характер очень своеобразный, но далеко не к выгоде общего впечатления. Одаренный от природы
безусловно оригинальным и самобытным талантом, который, при большей выдержанности, можно было
бы назвать огромным, владея по временам стихом с высокой виртуозностью, давая отдельные образы
редкой красоты и пластичности, Ф. почти лишен единства и цельности. Стихотворения его, в огромном
большинстве случаев - ряд отдельных аккордов, звучных и красивых, но песня получается очень редко.
Вдобавок ему чрезвычайно вредит многописание. Он самый плодовитый русский лирик, написавший
более 2000 лирических стихотворений; неудивительно, что он так часто впадает в полнейшую
банальность. - Любители поэзии заметили Ф. очень скоро, когда он еще печатался исключительно во
второстепенных иллюстрированных изданиях (ср. "Литературные очерки" Надсона , приветствовавшего
Ф. еще в 1884 г.). Известностью он стал пользоваться с 1887 г., когда появление первого сборника дало
Стр.1