С одной стороны, оно выражает особый психологический контекст поведения, с другой – это феномен культуры. <...> Трудно представить, что духовным человек может стать, будучи взращенным в условиях животного существования. <...> Духовность человека ощущается во внешнем выражении мыслей, чувств, переживаний, в поступках, деятельности, действиях, отношениях – как особая организация энергии человеческого бытия. <...> Но человеческий индивидуум рождается незавершенным, лишь с определенными возможностями для обретения духовного состояния, которое может быть сформировано при определенных условиях соприкосновения, усвоения и использования особых знаково-символических форм, и прежде всего, в речи. <...> И в этом смысле, духовность – это ценность культуры. <...> Культуры как процесса трансформации человеческого сознания и поведения – процесса облагораживания, одухотворения мыслительной, эмоционально-чувственной и волевой сфер личности. <...> Обе тенденции зависят от способности индивида к символизации – знанию, усвоению и использованию особых символов, содержащих смыслы человеческого бытия. <...> Чем больше усвоено личностью этических категорий, чем выше убежденность в незыблемом характере высших смыслов человеческого бытия, заложенных в них, чем больше сформировано культурных привычек добродетельного плана, тем более одухотворенным, человечным, становится характер личности. <...> И наоборот, чем меньше добродетельных этических категорий усвоено, чем сильнее безверие, тем меньше человеческого в индивидууме, тем больше разрушающего потенциала в ней, тем более привычки отражают потребности и интересы животного бездуховного естества. <...> Ибо только смыслы, заложенные в этических категориях, могут быть для человека истинно ценными ориентирами в его социальном движении. <...> Духовность – это особый склад личности, образуемый энергией смыслов символовэтических категорий, таких, как совесть, стыд, честь, святость, почтительность, любовь <...>