Нас – группу студентов МИФИ забросили в Казахстанскую степь совместно с учащимися техникума общественного питания. <...> В хижине, где мы жили, обнаружилось только одно удобство – старый медный самовар. <...> Находка вызвала всеобщий восторг, после которого последовало вполне логичное предложение: – Девчонки! <...> Еще по инерции старая когорта учителей продолжала выпускать из школ умеющую мыслить молодежь, еще ломились от конкурсов двери вузов, еще вступали в яростный спор технари и филологи, романтично именующие себя «физиками» и «лириками». <...> Мы все еще гордились своей лучшей в мире системой образования, но уже ощущалось «что-то неладное в школьном королевстве». <...> Как следствие стали снижаться конкурсы в технические вузы и, соответственно, качество молодого инженерного пополнения страны. <...> Распад образовательной системы происходил с ускорением, и уже к середине девяностых годов прошлого столетия среднестатистический обладатель аттестата зрелости выглядел бы умственно отсталым рядом с троечником пятидесятых годов. <...> Техническую и технологическую культуру страны определяет многомиллионная армия инженеров, а это, согласно математике, – статистический ансамбль, свойства которого определяют усредненные величины, а десятки гениев и талантов на этом фоне – неизбежная флуктуация, никак не являющаяся продуктом системы. <...> Сорок лет преподавания физики, двадцать лет исследований процесса обучения и педагогических экспериментов, надеюсь, позволяют мне высказать некоторые мысли и предать огласке выводы, к которым я пришел. <...> Преподаватели технических вузов с грустью подтвердят, что 70% выпускников – «бракованная продукция», непригодная для инженерной работы, и не просто непригодная, а опасная. <...> И «за бугром», и у нас понимают, что в неразберихе, хаосе и продажности кризисных лет под шумок и техникум мог превратиться в академию. <...> Угар девяностых внезапно превратил учителей школы и профессорско-преподавательский <...>