Актуальные проблемы современной науки, № 4, 2016 История философии Жданова Г.В., кандидат философских наук, доцент Московского технологического университета КОНЦЕПЦИЯ «МИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА» Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО К 150-летию Д.С. Мережковского Творчество Д.С. <...> Мережковского (1865–1941) было и остается предметом споров и взаимоисключающих оценок. <...> Направленная в его адрес критика со стороны современников была вызвана, в частности, контрастным соединением в его сочинениях глубинных проблем религиозной онтологии и антропологии с попыткой разрешить их при помощи сухого схематизма и метафорического языка. <...> Вместе с тем острота полемики о творчестве Мережковского лишь подчеркивает ту видную роль, которую он сыграл в так называемом религиозно-культурном возрождения в России конца ХIХ в. <...> В этом были согласны такие авторитетные историки русской философии, как Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский, С.А. Левицкий и др. <...> На фоне русской религиозно-философской мысли Мережковский выглядит наиболее типичным, рельефно выраженным, можно сказать, классическим богоискателем. <...> Он пытался создать свое христианство («неохристианство», «мистический реализм»), сознательно порывая с основными конфессиями. <...> Стимулом религиозного философствования у Мережковского является его мятущаяся между верой и безверием душа, острое и чуткое ощущение неотвратимости смерти, страстное желания спасения от нее. <...> Мережковский берет на себя как бы роль пророка, призванного принести человечеству новую религию. <...> Стремясь обратить внимание на свое «новое христианство», он высказывается, как правило, в назидательном и безапелляционном тоне. <...> Произведения Мережковского изобилуют религиозными символами, довольно искусственными и упрощенными логическими схемами; одна из наиболее употребляемых – триадическая конструкция (тезис-антитезис), в соответствии с которой, по его мысли, развивается мир. <...> «Неохристианство» у Мережковского <...>