Учитель ¹2'2010 ТОЧКА ЗРЕНИЯ 87 Дефицит «дисциплины ума» я под любыми убедительными предлогами открещивалась от проведения небольших получасовых экскурсий для школьников восьмогодевятого классов. <...> И естественно, поскольку выводы вырисовывались один другого «краше», вялые проблески малейшего желания, робкой мысли: «может, попробовать?» мгновенно гасли. <...> Не внушала никакого оптимизма шуршащая, говорливая, обращенная только на себя горстка подростков. <...> И крупицы богатейшей Истории, питающей, поддерживающей их слабые, перекошенные представления о ценностях нашей жизни – НЕ НУЖНЫ. <...> И сама История, с которой они, эти, в сущности, совсем еще дети, защищенные и охраняемые ею (не подозревая об этом), живут бок о бок – тоже НЕ НУЖНА. <...> Поначалу оправдываешь бедных подростков, дескать, техникам-математикам в какую-нибудь навороченную нанолабораторию попасть – вот где бы они примолкли, потрясенные и удивленные. <...> Но рассказывать-то надо! – и беседы, и ЕКОТОРОЕ время тому назад довольно долго экскурсии, и дискуссии, хотя бы на начальном, примитивном уровне, необходимы, глядишь, стронемся с места, постепенно приходя в себя от тревожного, почти забытого чувства стыда за свое же собственное нежелание ничего знать… <...> Совсем недавно в одной статье проскользнула цитата (за актуальностью она была немедленно выписана мною в дневник): «Разболтанная, ничему не подчиненная речь мстит за неряшество. <...> Утрачивается дисциплина ума, все свободнее, все откровеннее и подробнее те, что без царя в голове» [1]. <...> Из опыта наблюдений я добавлю следующее: и разболтанная речь, и, в свою очередь, разболтанное, ничему не подчиненное поведение в кратчайшие сроки успешно формируют в еще человеке животное начало. <...> Начало, которое в виду затянувшегося «режима наибольшего благоприятствования» [1] с годами только крепнет. <...> В статье, на которую я буду периодически оглядываться, речь шла о современной литературе. <...> Ах, да – «личность», представления о которой <...>