Учитель ¹5'2009 65 Культура педагогического общения ЕДАГОГ постоянно сталкивается с самыми различными проблемами межличностного общения. <...> Поэтому важно развивать следующие профессионально значимые качества учителя: способность к рефлексии, эмпатии, гибкости, сотрудничеству, общительности и эмоциональную привлекательность [2]. <...> Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, к появлению напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. <...> Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. <...> Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. <...> Психологически грамотное восприятие П учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. <...> Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому). <...> Процесс социального восприятия предполагает, прежде всего, наличие культуры слушания. <...> Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания. <...> Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. <...> При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. <...> Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания – такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя [7]. <...> Собеседник никогда <...>