УДК 028.5 ББК 78.073 БВ Человек читающий Связь чтения с моделями образования Рассматривается изменение картины чтения в связи с переходом от модели «образование в начале жизни» к модели «образование в течение жизни». <...> Порционность образования модифицирует учебные планы, что ведет к дисбалансу ролей чтения. <...> Так, классическая литература, являющаяся хранителем культурных и моральных ценностей общества, оказывается на периферии образования. <...> Школьники и студенты едва знакомятся с современной литературой, необходимой не только для социализации личности, но и для становления такого необходимого умственного действия, как инференция. <...> Целенаправленное обучение стратегиям чтения на занятиях по всем предметам делает процесс более эффективным и освобождает время для сопровождающего изучение предмета чтения. <...> Модель «чтение в течение жизни» дополняется моделью «чтение во всех сферах жизни», предполагается знакомство с текстами разных жанров, стилей, типов, видов. <...> Чтение девочек и мальчиков, девушек и юношей различно. <...> В статье приведены примеры из исследований Русской ассоциации чтения, а также практические рекомендации по организации чтения мальчиков и юношей на материалах отечественных и зарубежных исследований. <...> Ключевые слова: образование в течение жизни, роли чтения, классическая и современная художественная литература, чтение мальчиков, разнообразные тексты. <...> Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, кандидат психологических наук, профессор БВ 58 модели «образование на всю жизнь» к формирующейся модели «образование в течение жизни». <...> Традиционная модель обучения предполагала получение базового образования в молодые годы, в средней школе, специальном или высшем учебном заведении, она являлась традиционной для большинства европейских стран, поэтому называлась также «континентальной моделью». <...> Такое образование основывалось на сообщении знаний, формировании <...>