Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Основы православной культуры в школе  / №5-6 2015

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторПротоиерей Ходанов Михаил
Страниц2
ID453797
АннотацияПервые христиане не имели единого правила по изображению на себе крестного знамения. Они осеняли себя, к примеру, одним перстом (либо большим, либо указательным) и полагали крестное знамение не на лоб, солнечное сплетение и правое с левым плечи, как это принято делать сейчас, а изображали полный крест на лбу, на сердце, на глазах, на устах и так далее. Унификация формы крестного знамения утвердилась значительно позже, к IX столетию, когда Церковь обретала себя.
Протоиерей, Х.М. О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ / Х.М. Протоиерей // Основы православной культуры в школе .— 2015 .— №5-6 .— С. 25-26 .— URL: https://rucont.ru/efd/453797 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ Протоиерей Михаил Ходанов П ервые христиане не имели единого правила по изображению на себе крестного знамения. <...> Они осеняли себя, к примеру, одним перстом (либо большим, либо указательным) и полагали крестное знамение не на лоб, солнечное сплетение и правое с левым плечи, как это принято делать сейчас, а изображали полный крест на лбу, на сердце, на глазах, на устах и так далее. <...> Унификация формы крестного знамения утвердилась значительно позже, к IX столетию, когда Церковь обретала себя. <...> Сама проблема обрядовой унификации и единообразия возникла у греков в V и VI веках в связи с их борьбой с ересями, колебавшими веру в Троичность Единого Бога и в Богочеловечество Христа. <...> Потребовалось утверждение догмата Пресвятой Троицы и догмата о двух природах, Божественной и человеческой, во Христе. <...> В России до XVII века крестились двумя перстами (знак двух природ во Христе), а остальные складывали воедино и прижимали к ладони (знак Единого Бога-Троицы). <...> После реформы этой старой формы обряда на троеперстие (знак Святой Троицы) — так это было принято у греков, от которых на Русь и пришло Православие, — на представителей старообрядчества было учинено гонение, которое впервые в истории Русской Православной Церкви по методам и жестокости сравнялось с действиями средневековой инквизиции. <...> Правда, здесь необходима оговорка: инициаторами жестоких гонений были представители государственной, а не церковной, власти. <...> Старообрядцы были 24 объявлены раскольниками, хотя в сво¸ оправдание утверждали, что греки той поры сами ушли в ересь, поскольку, вследствие искажения Апостольского предания — в частности, по замене двоеперстия на троеперстие — не сохранили Православие во всей его первоначальной полноте. <...> При Патриархе Пимене, в 1980-е годы, двоеперстие было полностью реабилитировано и гонения на старообрядцев признаны ошибочными. <...> Это показывает, что форма крестного знамения при наличии веры и благоговения <...>