Русские писатели о большевизме
В переполненном еврейско-русской публикой Городском зале первым начал говорить г.
Философов о "Монгольском социализме большевиков".
Доклад Философова
В коротком содержательном выступлении докладчик охарактеризовал русский большевизм как
движение по духу монгольское - монгольский социализм. С самого начала своего существования
большевистское движение оперлось на монгольские племена. Пользующиеся прямо под боком у
Керенского полной самостоятельностью большевики располагали маленькой армией китайцев, которых
затем сменили башкиры. Армия эта прославилась так называемым "китайским мясом", т. е. продажей тел
жертв большевиков в зоологический сад на корм зверей. С прибытием Ленина и Троцкого большевики
начинают планомерные действия, чтобы втянуть и привлечь к себе монгольские племена.
Действия эти своей целью имели прежде всего приобретение для слабого в начале
большевистского движения силы физической, слепой, для которой лозунги независимости и диктатуры
пролетариата выражались в возможности безнаказанного грабежа и убийства людей более высокой
культуры. Другой причиной было желание нанести ущерб интересам Англии.
С этой целью, кроме известного манифеста Ленина калмыцким племенам1, обещающего им
всяческие свободы, большевики стараются направить лучшие и интеллигентнейшие свои силы в
Туркестан, чтобы иметь возможность во всю силу развернуть свои действия. Характеризуя таким
образом русский большевизм, утверждает докладчик, что о социалистических идеях в большевистском
движении не может быть и речи, что русский социализм вообще, а большевистский в особенности, -
социализм извращенный, и хотя выглядит это абсурдом, но назвать его можно социализмом
монгольским.
И докладчик удивляется, что Англия хочет вести с большевиками торговые сделки. Все же во
главе больш[евистского] министерства иностр. дел стоит человек, прекрасно знающий европейскую
дипломатию и все ее недостатки2. Этот превосходный дипломат знает, как говорить с европейскими
дипломатами, и сумеет соответствующим образом использовать торговые отношения, которые в первую
очередь поставят на ноги красную армию. Враг опасен, опаснее, чем предполагаем, и поэтому Европа
должна бояться мира с большевиками, которые в настоящее время мирными средствами хотят вызвать
разложение и революцию в Европе. Важнейшая роль, по мнению г. Философова, выпадает Польше,
которая является как бы авангардом Европы.
Произведения Злобина и Гиппиус-Мережковской
Затем г. Злобин читал дневник госпожи Гиппиус. Госпожа Гиппиус декламировала свои
произведения, где образно старалась воспроизвести ужас пребывания в Петербурге и условия, в которых
оказалась интеллигенция в Совдепии. - Оба выражали несокрушимую надежду, что, несмотря на хаос,
господствующий в России, она с победой выйдет из него, а г. Гиппиус выразила это в стихотворении
"Она не погибнет"3.
Лекция Мережковского
Последним говорил г. Дмитрий Мережковский на тему "Русский большевизм и Европа".
В словах, преисполненных любви к своей родине и горячей веры, что Россия не погибнет,
анализировал г. Мережковский отношение Европы к Совдепии. Он упрекает Европу в том, что она не
поддержала Юденича в наступлении на Петербург, что благодаря этому уцелела Совдепия - и
спрашивает, не хотела или не могла Европа оказать помощь?4 В поисках причины развития и удержания
большевизма он приходит к выводу, что важнейшей причиной является слабое национальное
самосознание и склонность к космополитизму. - У русских две родины: Россия и Европа. Одну уже
потеряли5 - остается еще одна, и ее надо спасать. Кто знает большевистскую Россию, тот знает, чем
Европе грозит большевизм, тот не будет удивляться, что русские патриоты бегут из России, где гибнет
цвет русской интеллигенции из-за холода, голода и темноты. Потому что Россия для русских сейчас
"antipatria", антиродина, а русское общество так же, как раньше покорно пело "Боже царя храни", сейчас
поет "Интернационал".
Стр.1