Д. В.Философов
Речь, произнесенная 7 мая 1927 года на вечере памяти М.П.Арцыбашева
М. П. Арцыбашев. Собрание сочинений в трех томах. Т. 3.М., Терра, 1994.
OCR Бычков М.Н.
Арцыбашев был прежде всего художником.
Этого не надо забывать при оценке его работы за последние, героические, годы его жизни.
Как-то, прошлой зимой, в редакцию (варшавской газеты "За свободу", в которой работал
Арцыбашев. - Т. П.) пришел какой-то деловой человек с какими-то фантастическими предложениями.
После его ухода Арцыбашев сказал: "Меня поразило, как он снимал галоши? Я сразу
почувствовал, что это человек ненадежный".
Мы с этим человеком спорили в порядке логики и фактов, Арцыбашев сделал ему оценку
наблюдательным глазом художника. Оценка оказалась одинаковой с оценкой людей логики и фактов, но
методы, основы ее совершенно иные.
А потому Арцыбашеву было не по себе среди политиков. Слишком по-разному подходили к теме
Арцыбашев и политики.
Спорят монархисты с республиканцами, мелкие буржуи с социалистами. Один просит слова "к
порядку дня", другой предлагает поправку к проекту резолюции, а Арцыбашев страдает.
Все это ему кажется нелепым и уродливым. Он тоскует по главному, - по единому на потребу, и
ему кажется, что политики об этом, самом главном, забывают, превращают политику в самоцель. -
Повседневная политика всегда нехудожественна, и только на вершинах своих, и то
бессознательно, достигает своеобразной красоты.
Там, где проявляет себя гений.
Великий художник Стендаль понимал красоту политики Наполеона, великий художник Пушкин
понимал, как никто, политику Петра Великого.
При крепком политическом и бытовом укладе художник обыкновенно отходит от реальной
политики. Пребывает или в одиночестве, или в оппозиции.
В художнике всегда есть тяготение к индивидуализму, к некоторому духовному аристократизму,
к некоторому анархизму. Политику он предоставляет профессионалам. Его гражданственность, его связь
с коллективом остро проявляется лишь в годины бедствий и катастроф.
И тогда подлинный художник становится пророком, вождем.
Тогда его художественная интуиция становится громадной ценностью общественного порядка.
Он видит в темноте, видит в то время, когда профессиональные политики зачастую слепнут.
Примеров политического ясновидения пророков, слепоты присяжных политиков в годины
катастроф история знает много.
Теперь-то мы понимаем, что еврейский пророк Исайя был мудрым политиком. Он вовремя учел
всю силу Ассура, в то время как профессиональные "политики" той эпохи этого недоглядели.
Но не только библейские пророки обладали даром политического видения.
Современные художники-ясновидцы в пиджаках, как Достоевский и Мережковский, или в
русской косоворотке, как Арцыбашев, - видели многое, чего не видели глаза настоящих,
общепризнанных политиков.
Прочтите книгу Мережковского "Грядущий хам" 1904 года, прочтите его предисловие к
французской "Царь и революция" (1908 г.), и вы увидите, - что он оказался подлинным пророком.
Присяжные политики перелистали эти книги Мережковского между двумя запросами в
парламенте или заседаниями фракций, улыбнулись и отложили их в сторону.
Но прав оказался Мережковский, а не они. Теперь они, вместе с Мережковским, находятся в
изгнании.
Обращаясь к Арцыбашеву, приведу один, недавний, пример его ясновидения.
Многие из здесь присутствующих читали помещенный в нашей газете ("За свободу". - Т. П.)
посмертный отрывок его "Ленин и Горький".
Этот отрывок производит прямо потрясающее впечатление.
"Подрядчик" Ленин и "приказчик" Горький!
Многие думали, что когда Арцыбашев начал беспощадную борьбу со злым гением новой России,
Максимом Горьким, с его внутренним и внешним хамством, он преувеличивал силу его влияния и
внутреннее его ничтожество.
Стр.1