ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 1 (37) 2012 В. В. Артюхин, канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник ВНИИ ГОЧС, Москва И. А. <...> Семёнов, заместитель начальника отдела Интерфейсов и приложений ООО «Контент Мастер», Москва Обучение программистов: подход на основе парадигмы специалиста Перед тем как планировать учебный процесс и наполнять его конкретными языками программирования, библиотеками и методиками, имеет смысл определиться с тем, выпускника какого типа вуз желает в итоге подготовить. <...> Введение С уществует немало подходов к выстраиванию учебного плана высшего профессионального образования по специальностям и направлениям, связанным с информационными технологиями (ИТ). <...> Целенаправленная «разведка» рынка труда и тенденций развития ИТ не осуществляется (а это сама по себе сложная научная работа — спрогнозировать, что будет нужно знать специалисту через 5 лет), работа по организации взаимодействия с отраслевыми компаниями не проводится (или проводится эпизодически, например в преддверие студенческой практики, бессистемно, для галочки). <...> В этом случае во всем, что связано с ИТ, учебный план условно разделим на две большие часIT и образование Подготовка IT-специалистов ти: базовую (или «безопасную») и оперативную («продвинутую»). <...> Оперативная часть учебного плана собирается из дисциплин-фрагментов на основании того, что актуально «сегодня» (в этом году, десятилетии, в этой части света), и данные дисциплины могут полностью заменяться или обновляться, хоть каждый год. <...> Источники информации здесь могут варьироваться от результатов реальных исследований и опыта работы в отрасли ответственного за план сотрудника (или сотрудников: декана, его заместителей, заведующих профильными кафедрами и их преподавателей) до заметок в интернет-изданиях и программных заявлений политических деятелей («Нанотехнологии!», «Суперкомпьютеры!» и т. д.) <...> . Есть и другая проблема: составители учебных планов — деканы, заведующие <...>