В статье рассматривается отношение православных священнослужителей к службе в Красной армии в годы Гражданской войны. <...> Анализируются основные положения Декрета «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» от 4 января 1919 г. и степень их реализации на заре советской эпохи. <...> Раскрывается роль верующих в защите права духовенства на альтернативную службу. <...> В воинских частях они играли важную роль, но при этом занимались сугубо пастырскими вопросами — исполнением таинств и поддержанием боевого духа солдат, защищавших Отечество. <...> Поэтому вопрос о прохождении военной службы православными священнослужителями в условиях Гражданской войны приобрёл особую остроту. <...> В 6-й статье Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года устанавливалось: «Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей»1 . <...> Во-первых, они по долгу своего призвания категорически не могли исполнять данное предписание, поскольку оно было связанно с убийством людей, 7* что канонически запрещено священникам. <...> К тому же речь шла о противостоянии российских единоверцев. <...> Во многом нежелание службы в Красной армии объяснялось и тем, что там усиленно насаждался атеизм, значительная часть солдат стала безбожниками. <...> Кроме того, большое количество священнослужителей находились в противоборствовавших Советам частях белой армии. <...> В свою очередь, комиссары имели все основания не доверять политической благонадёжности таких бойцов. <...> Поэтому руководство Красной армии сомневалось в целесообразности пребывания священнослужителей в боевых порядках. <...> Определённым компромиссом стало принятие 20 июля 1918 года Декрета «О призыве в тыловое ополчение лиц, подлежащих призыву в Красную армию, но не могущих это сделать по ряду причин»2 . <...> Руководство Революционного военного совета своим распоряжением от 22 октября 1918 года по отношению к <...>