Печейкин Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. <...> В статье рассказывается об истории появления лампасов на военной форме, их трансформации в русской армии и армиях ряда европейских стран. <...> В русском языке это слово толкуется как цветная нашивка в виде полосы по наружному шву брюк во всю их длину. <...> Иными словами, лампасы представляют собой полоски ткани, нашитые либо вдоль внешних боковых швов брюк, либо на сами швы. <...> Правда, вскоре эти гусарские лампасы с верхней части брюк «ушли» на ягодицы, поэтому данную разновидность украшения военных брюк мы рассматривать не будем. <...> В ходе преобразований 1783— 1786 гг. нижние чины за небольшим исключением практически всех родов войск русской армии получили брюки (шаровары) нового образца. <...> Вот выдержка из описания гренадерских шаровар образца 1783 года: «Шаровары из краснаго сукна до самой плюсны, обшиты снизу чёрною кожею, с обеих сторон карманы, по бокам от пояса до самой кожи две полосы с городками белаго сукна… <...> Беглого взгляда на сохранившиеся в музейных и частных собраниях шаровары тех времён достаточно, чтобы убедиться — нашитые вдоль внешних боковых швов белые полосы являются именно лампасами с фигурно обработанным внешним краем. <...> Первыми новое обмундирование — длинные шаровары и укороченные зелёные куртки — в мае 1783 года получили солдаты караулов при резиденции Г.А. Потёмкина в Херсоне. <...> В кавалерии обмундирование нового вида получили карабинерские полки, созданные из расформированного Малороссийского казачьего войска. <...> Отметим, что гренадерам, пехоте, кирасирам и легкоконникам лампасы полагались белого цвета, егерям — чёрного, карабинерам и драгунам — палевого. <...> Так, в Орденском кирасирском полку на шароварах носили чёрные лампасы, драгуны Екатеринославской армии (Азовский, Кинбурнский и Смоленский полки) — белые, в Псковском драгунском полку, шефом которого был <...>