ЧТОБЫ МЕТКО СТРЕЛЯТЬ Этапы развития методик обучения стрельбе Современное артиллерийско-техническое обеспечение российской армии чаще всего ориентируется на весьма дорогостоящее военно-техническое оборудование для организации огневой подготовки личного состава. <...> Цена, например, электронных стрелковых тренажеров составляет очень внушительную сумму. <...> И все-таки — нельзя ли найти баланс цены и качества? <...> В XVIII в. благодаря успехам русского оружия под руководством таких великих полководцев, как А. В. Суворов, М. И. Кутузов, П. А. Румянцев и др., была пересмотрена тактика ведения боя с применением ручного стрелкового оружия. <...> По этим причинам на отдельных этапах обучения стрельбе в войсках стали использоваться специальные приборы и приспособления, которые позволяли экономить боеприпасы и обеспечивали наглядность элементов стрелкового навыка. <...> Так, в изданном 1825 г. «Подробном наставлении о изготовлении, употреблении и сбережении огнестрельного и белого солдатского оружия с 6-ю чертежами», разработанном под руководством генераллейтенанта И. Г. Гогеля, рекомендуется два последовательных способа обучения прицеливанию [1]. <...> После чего обучающийся должен был таким образом смотреть вдоль ствола через верх казенной части оружия и мушку, чтобы наблюдался предмет, выбранный изначально в качестве точки 12 Армейский сборник | Апрель 2016 прицеливания. <...> Второй способ: обучающийся становился напротив ствола (дула), а руководитель занятия (опытный стрелок) наводил ружье ему в глаз. <...> Таким образом получалось, что солдат сам проверял, правильно ли осуществлено прицеливание опытным стрелком. <...> Однако в начале XIX в. были иные представления об обращении с оружием и методике преподавания огневой подготовки в целом. <...> Так, для того чтобы приобрести «неизменную ловкость в правильном прикладывании и прицеливании», необходимо было прицеливаться везде, по любым предметам и при каждом удобном случае «как в досужнее время <...>