ЗАЙЦЕВ ШКОЛА ДРАГОМИРОВА что воспитание есть такой последовательный и постоянный процесс активного воздействия на солдата (и офицера тоже), в результате которого могли быть развиты такие нравственные качества, как чувство долга, доведенное до самоотвержения; неустрашимость, находчивость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы; способность выносить тяготы и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил. <...> В военное время значение нравГ 30 енерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров (1830–1905) был одним из видных участников Русско-Турецкой войны 1877–1878 гг. <...> Но его главная заслуга заключается в активной военно-научной и военно-педагогической деятельности. <...> «Армия — не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной» — эта мысль, выраженная Михаилом Ивановичем в 1874 г., помогла впервые взглянуть на армию как на социальный организм. <...> И сегодня актуально его мнение о роли морального фактора в вооруженных силах: «В военном деле на первом месте стоит человек с его нравственной энергией». <...> Драгомиров уделял большое внимание воспитанию у подчиненных уважения к законам, Армейский сборник | Июль 2015 осознанной дисциплины, а в обучении — упражнениям, тренировкам и маневрам. <...> Ему удалось добиться заметных результатов: 14-я дивизия, которой он в свое время командовал, отличалась надежной боевой выучкой, личный состав прочно усвоил основы новой тактики стрелковых цепей, офицеры и солдаты были бодры и энергичны. <...> Подготовку солдата Драгомиров рассматривал как процесс, состоящий из двух разделов: воспитание и обучение. <...> При этом он указывал, что в процессе воспитания и обучения надо сообразовываться со свойствами воли и ума каждого конкретного человека. <...> В разработанной им военно-педагогической системе на первом месте стояли вопросы воспитания солдат. <...> Зато в мирное время, отмечал М. И. Драгомиров, большинство из них <...>