Наум СИНДАЛОВСКИЙ ТАИНСТВО РОЖДЕНИЯ и тайна смерти в городском фольклоре 1 Кажется, в истории возникновения и становления нашей цивили зации нет более интригующей загадки, над которой не одно тысячелетие ломает голову человечество, чем таинство рождения и тайна смерти. <...> Однажды на заре цивилизации эти неразрешимые противоречия породили та кой удивительный культурологический феномен, как фольклор. <...> Может быть, именно поэтому легенд, связанных со смертью и ее послед Наум Александрович Синдаловский родился в 1935 году в Ленинграде. <...> НЕВА 4’2015 174 / Критика и эссеистика ствиями, в городском фольклоре значительно больше, чем мифологии вокруг фак тов рождения. <...> Обостренное отношение петербургского фольклора к эсхатологическим сюже там вполне объяснимо. <...> Но даже его городской фольклор обладает ог ромным циклом легенд и преданий, связанных с рождениями и смертями своих исторических героев и персонажей. <...> По городу распространяется молва, что его придушили подушкой по личному приказанию отца. <...> Наконец, сохранилась легенда, восходящая своими корнями к ветхозаветным дохристианским временам. <...> А когда величественный и прекрасный собор освятили, в народе родилась еще одна легенда. <...> В петербургском фольк лоре сохранилась легенда, восходящая к Московской Руси царя Алексея Михай ловича. <...> 28 августа 1671 года Симеон заметил, что недалеко от Марса появилась не обыкновенно яркая звезда. <...> НЕВА 4’2015 176 / Критика и эссеистика Действительно, поговаривали, что Петр вовсе и не сын тишайшего царя Алек сея Михайловича, а отпрыск самого Лефорта. <...> Но если и не верилось комуто в историю с подменой младенцев, то тут же предлагалась другая, более правдоподобная, по мнению рассказчиков, легенда о том, как во время поездки в Швецию царь Петр был пленен и там «закладен в столб», а на Руси вместо него был выпущен немчин, который и царствует ныне. <...> Если верить молве, он приказывал с помощью парусины зани жать потолки и с помощью <...>