202 / Петербургский книговик Пра вд а х удожественная и историческая Наум СИНДАЛОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР МЕСТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 1 Испокон веков в человеке уживались два противоположных внут ренних состояния. <...> Средневековая бытовая культура эту социальную роль общественных бань на долгое время утратила. <...> Например, о русских банях писал английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI столетии Джильс Флет чер: «Вы нередко увидите, как они для подкрепления тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или ока Наум Александрович Синдаловский родился в 1935 году в Ленинграде. <...> НЕВА 11’2015 Петербургский книговик / 203 чиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз». <...> В XVII веке ему вторит британский аристократ Чарльз Карлейль, приближенный английского короля Карла II, посланный им в 1663 году к царю Алексею Михайловичу: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеоб щее средство против болезней». <...> Далее Юст Юль перечисляет этих «докторов»: баня, водка и чеснок. <...> Но при этом особо подчеркивает, что «первый доктор — это баня». <...> Культ общественных бань дожил до XVIII века и получил дальнейшее развитие в Петербурге. <...> Надо сказать, легенды о том, что на берегах Мойки в раннем Петербурге строи лись общественные бани и потому, дескать, речка эта называется Мойкой, живут до сих пор. <...> Только из НЕВА 11’2015 204 / Петербургский книговик официальных источников известно, что уже в 1707 году бани стояли на Адмирал тейском дворе и вблизи Гавани, причем как солдатские, так и торговые, то есть об щие. <...> Не случайно городской фольклор так точно сформулировал отношение петербуржцев к этому своеобразному общественному социальному институту: «Без Петербурга, да без бани нам как телу без души» и «Когда б не питерские бани, мы б все давно уже пропали». <...> Из наиболее известных городскому фольклору петербургских бань считается баня в Фонарном <...>