Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Нева  / №11 2015

СНОВИДЧЕСТВО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторНосов Сергей
Страниц11
ID450984
АннотацияСергей Николаевич Носов родился в Ленинграде в 1956 году. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат исторических наук, доктор филологических наук. С 1982-го по 2013 год работал в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Автор большого числа работ по истории русской мысли и литературы, в частности, следующих книг: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество (М., 1990); В. В. Розанов. Эстетика свободы (СПб., 1993); Лики творчества Владимира Соловьева (СПб., 2008); Антирационализм в художественно-философском творчестве И. В. Киреевского. Выступал в печати в разные годы как литературный критик, эссеист и поэт. Живет в Санкт-Петербурге.
Носов, С. СНОВИДЧЕСТВО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ / С. Носов // Нева .— 2015 .— №11 .— С. 169-179 .— URL: https://rucont.ru/efd/450984 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Критика и эссеистика Сергей НОСОВ СНОВИДЧЕСТВО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В основе идеи и самой темы данного эссе достаточно (но не произ вольное!) уподобление — определенного состояния русской культуры прошлого, определенных ее реалий, определенных веяний в ее недрах, так называемому «сно видчеству» наяву, когда похожие на сновидения миражи и грезы начинают вла ствовать в культуре над ощущением неуничтожимой, объективной и материаль ной яви жизни. <...> Тогда, в этом «сновидческом Зазеркалье», кажущееся, грезящееся, спонтан но рисуемое воображением и столь же спонтанно рождаемое нежданной интуици ей оказывается не только первостепенно значимым, но порой и единственно истинным. <...> Понятно, что таким образом известное состояние культуры уподобляется изве стному психофизическому состоянию человека — состоянию сна, погружению в сновидения. <...> Они могут выглядеть жесткими, определяемыми диктатом рассудка, расчета, здравого смысла и утилитаризма или, наоборот, погруженными в стихию анархической свободы, когда все решают сила и власть вольного воображения, неуправляемой спонтанной интуиции, ярких фантастических грез и ошеломляющих, гипнотизиру ющих снов. <...> В «перегревшейся» от не находящих исхода внутренних противоречий культуре обычно мощно нарастают центробежные силы, обеспечивающие переход или, ско рее, скачок культуры в иное и кажущееся спасительным состояние — в некое вне рациональное по своей сути, «сновидческое» инобытие, в котором обретают дол Сергей Николаевич Носов родился в Ленинграде в 1956 году. <...> Русской культурой в ХIХ столетии, а точнее, в середине этого столетия было пе режито нечто подобное, а именно — вызванный внутренним кризисом как итогом разочарований в путях российской европеизации, переход в сновидческое «зазерка лье», в котором оживают и до известной степени заменяют явь сновидческие грезы, пророчества и мечтания. <...> Тогда в русской культуре совершенно определенно <...>