А.М. Либман Эндогенная (де)централизация и российский федерализм Статьяпосвящена эконометрическому исследованию факторов распределения налогового дохода между уровнями власти в Российской Федерации на основе теории эндогенной (де)централизации. <...> В первойчастистатьианализируется распределение налогового доходамеждуфедеральнымцентромирегионамизасчетстратегическогосбораналогов; вторая часть посвящена субрегиональным аспектам (де)централизации. <...> Анализ опирается как на традиционную эконометрику панельных данных, так и на байесовские методы. <...> Введение Ф ормирование нового направления исследований экономики федеративных государств — так называемой «теории федерализма второго поколения» — вызвало к жизни обширную литературу, посвященную проблеме эндогенной (де)централизации в федерациях. <...> Тем не менее налоговый доход в силу унифицированности и доступности показателя представляет собой, наверное, наиболее простую «точку отсчета». <...> В первом разделе мы коротко рассмотрим особенности политической экономики российского федерализма и связанную 23 Налоговая политика с ними специфику использованной нами исследовательской стратегии. <...> Второй раздел работы посвященанализу распределения налогового дохода на уровне взаимодействияФедерации и регионов, основанному на применении байесовских методов. <...> Особенности российского федерализма Прежде всего необходимо отметить, что исследование эндогенной (де)централизации в России должно учитывать две важные особенности российского федерализма. <...> В общем и целом целесообразно дифференцировать экономическую асимметрию, характеризующую диспропорции между экономическим развитием и ресурсным потенциалом отдельных регионов, политическую асимметрию, включающую в себя как формальные привилегии, предоставленные отдельным регионам, так и неформальные преимущества, полученные некоторыми из них, и фискальную асимметрию, основанную на дифференциации <...>