ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ¹ 4(22) 2009 В. В. Артюхин Анализ проблем в многоуровневой структуре компьютерно-опосредованных коммуникаций В статье предложено расширить определение компьютерно-опосредованной коммуникации (рассмотрены три уровня таких коммуникаций), перечислены и классифицированы основные проблемы, возникающие при взаимодействии субъектов между собой, пользователей с программой и пользователя с разработчиком программного продукта (то есть на всех трех уровнях). <...> Целостный процесс коммуникации часто представляют в виде последовательности отдельных трансакций: Трансакция—это единица общения [5]. <...> Каждая трансакция содержит две составляющие: стимул и реакцию. <...> Вместе вопрос и ответ составляют одну трансакцию. <...> Человека, подающего стимул в рамках трансакции, называют агентом, а человека, реагирующего на него,—респондентом. <...> Очевидно, что трансакции могут образовывать цепочки, когда каждая реакция в свою очередь превращается в стимул новой трансакции, а агент и респондент меняются ролями (рис. <...> Таким образом, теоретически, процесс коммуникации, образованный совокупностью последовательных трансакций, может протекать бесконечно долго, хотя, чаще всего, он все-таки завершается по достижении некоторого результата или по истечении определенного промежутка времени. <...> Схема коммуникации как последовательности трансакций Коммуникации между людьми: непосредственные и опосредованные Коммуникацию можно охарактеризовать с точки зрения ее продолжительности по времени, а также по составу и количеству участников (например, с точки зрения лагерей агентов и респондентов, ведь в коммуникации не обязательно участвуют два субъекта или две их группы—всудебном заседании, которое тоже является коммуникацией, их значительно больше: прокурор, адвокат, подсудимый или подсудимые, свидетели, судья и т. д.) <...> . Наиболее полезной характеристикой процесса коммуникации является объем переданнойинформации <...>