В общем случае в задачах массового обслуживания в качестве экономической функции рассматривают полные потери на ожидание клиентов и простой обслуживающих каналов, или, более точно, математическое ожидание издержек, вызываемых ожиданием клиентов и простоем обслуживающего персонала, каналов или устройств. <...> В статье изложены основные разделы современного математического аппарата исследования систем массового обслуживания. <...> Можно считать, что во многих случа ях они почти неизбежны, если только мы не согласны пойти на расходы, размеры кото рых не идут ни в какое сравнение с выго дой, получаемой от быстрого обслужива ния. <...> Когда же соображения безопасности или другие неотложные требования застав ляют обеспечить такую скорость обслужи вания, при которой время ожидания остает ся ниже некоторого установленного значе ния, теория массового обслуживания по зволяет предусмотреть необходимые меры и рассчитать их стоимость» [5]. <...> В 40–50х годах XX века сфор мировалась теория массового обслужива ния. <...> Саати, а так же отечественные ученыематематики Н.П. Бусленко, А.Я. Хинчин и другие иссле дователи. <...> При рассмотрении теории массового обслуживания и ее приложений автор огра ничился минимумом доказательств право мерности использования математического аппарата. <...> Время об служивания заявок в зависимости от случая может быть переменным (т. е. определяе мым функцией), случайным (т.е. подчинен ным одному из законов распределения слу чайных величин) или фиксированным. <...> ЛабораторияУправление эффективностью 93 Канал обслуживания, или станция Продавец А. А. <...> Продолжительность, или время, об служивания может быть: а) постоянной; б) переменной, но определенной; в) представлять собой случайную вели чину, вероятность которой известна. <...> Если интервалы между последователь ными поступлениями заявок и/или время обслуживания неопределенны и вероят ность их неизвестна, решение задачи не <...>