Михайловский Б. Фет // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. -М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 702-706.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-7022.htm
ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич [1820-1892] - известный русский поэт. Сын
состоятельного родовитого помещика. Детство провел в поместьи Орловской губ. В Московском ун-те
сблизился с кругом журнала "Москвитянин", где печатались его стихи. В печати выступил со сборником
"Лирический пантеон" [1840]. Как "незаконнорожденный" Ф. был лишен дворянства, права наследования
и отцовского имени; с молодых лет до старости упорно добивался восстановления утраченных прав и
благосостояния разными способами. С 1845 по 1858 служил в армии. В 50-х гг. сблизился с кругом
журнала "Современник" (с Тургеневым, Боткиным, Л. Толстым и др.). В 1850 вышли "Стихотворения"
под. ред. Григорьева, в 1856 под ред. Тургенева). С 1860 Фет отдался усадебному "домостроительству".
Враждебно настроенный к реформам 1861 и к революционно-демократическому движению, Фет
разошелся даже со своими либеральными друзьями и в 60-70-х гг. умолк как поэт. В эти годы он
выступал лишь как реакционный публицист, в "Русском вестнике" Каткова (в письмах "Из деревни")
порицал новые порядки и нападал на "нигилистов". В эпоху реакции 80-х гг. Ф. возвратился к
художественному творчеству (сб. "Вечерние огни", 1883, 1885, 1888, 1891, переводы).
В 40-50-х гг. Ф. был крупнейшим представителем плеяды поэтов (Майков,Щербина и др.), к-рые
выступали под лозунгом "чистого искусства". Как поэта "вечных ценностей", "абсолютной красоты" Ф.
пропагандировала эстетическая и отчасти славянофильская критика 50-х гг. (Дружинин, Боткин,
Григорьев и др.). Для революционно-демократической и радикальной критики 60-х гг. стихи Ф. были
образцом поэтического пустословия, безыдейного щебетанья о любви и природе (Добролюбов, Писарев).
Эта критика разоблачала Фета как певца крепостничества, который при крепостном праве "видел только
одни праздничные картины" (Минаев в "Русском слове",Щедрин в "Современнике"). Тургенев же
противопоставлял Ф., великому поэту, помещика и публициста Шеншина, "закоренелого и
остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала".
В 40-50-х гг. Ф. (подобно Майкову,Щербине и др.) выступил продолжателем того нового
классицизма, который складывался в поэзии Батюшкова, Дельвига и некоторых других поэтов
пушкинского круга. Наиболее показательны для Ф. в этот период - антологические стихи. В духе этого
нового классицизма поэзия молодого Ф. стремится запечатлеть отблески абсолютной красоты, вечных
ценностей, противостоящих в своем покоящемся совершенстве "низкому", полному суетного движения
бытию. Для поэзии молодого Ф. характерны: "языческий" культ прекрасной "плоти", предметность,
созерцание идеализированных, покоящихся чувственных форм, конкретность, наглядность,
детализованность образов, их ясность, четкость, пластичность; основная тема любви получает
чувственный характер. Поэзия Ф. покоится на эстетике прекрасного, - на принципах гармонии, меры,
равновесия. Она воспроизводит душевные состояния, лишенные всякой конфликтности, борьбы, резких
эффектов; рассудок не борется с чувством, "наивное" наслаждение жизнью не омрачается моральными
побуждениями. Радостное жизнеутверждение принимает вид умеренного горацианского эпикуреизма.
Задача поэзии Ф. - раскрытие красоты в природе и человеке; ей не свойственен юмор или возвышенное,
патетическое, она витает в сфере изящного, грациозного. Замкнутость формы часто получает у Ф.
выражение в кольцевой композиции стихотворения, архитектоничность, завершенность - в подчеркнутой
строфичности (при крайнем разнообразии строф), особая легкость и в то же время стройность - в
урегулированном чередовании длинных и коротких строк. В красоте для Ф. осуществляется связь
идеального и данного, "духовного" и "плотского"; гармоническое сочетание двух миров получает
выражение в эстетическом пантеизме Ф. Постоянно у Ф. стремление раскрыть "абсолютное" в
индивидуальном, приобщить "прекрасное мгновение" к вечности. Просветленное и умиротворенное
лирическое созерцание - основная настроенность поэзии Ф. Обычные для молодого Ф. объекты
созерцания - пейзаж, античный или среднерусский, подчас с мифологическими фигурами, группы из
античного и мифологического мира, произведения скульптуры и т. д. Огромную роль в поэзии Ф. играет
звукосозерцание, культ эвфонии, эвритмии. По богатству ритмики, разнообразию метрического и
строфического построения Ф. занимает одно из первых мест в русской поэзии.
Творчество Ф. знаменует не только завершение, но и разложение дворянско-усадебной поэзии
нового классицизма. Уже в стихах молодого Ф. нарастают иные тенденции. От четкой пластичности Ф.
переходит к нежной акварельности, все более эфемерной становится "плоть" воспеваемого Ф. мира; его
поэзия направлена теперь не столько на объективно данный внешний предмет, сколько на мелькающие,
смутные ощущения и возбуждаемые ими неуловимые, тающие эмоции; она становится поэзией
интимных душевных состояний, зародышей и отблесков чувств; она "Хватает на лету и закрепляет
вдруг / И темный бред души, и трав неясный запах", становится поэзией бессознательного,
воспроизводит сны, грезы, фантазии; настойчиво звучит в ней мотив невыразимости переживания.
Стр.1