М., "Художественная литература", 1982
Подготовка текста, составление, комментарии А. Е. Тархова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
О стихотворениях Тютчева
Фрагменты:
Из статьи "По поводу статуи г. Иванова"
Из статьи "Два письма о значении древних языков в нашем воспитании"
Из предисловия к переводу "Превращений" Овидия
Из предисловия к третьему выпуску "Вечерних Огней"
Из книги "Мои воспоминания"
Из статьи "Ответ "Новому времени"
Из писем
О СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. ТЮТЧЕВА <...> Что касается до меня, то, отсылая неверующих к авторитетам
таких поэтов-мыслителей, каковы: Шиллер, Гете и Пушкин, ясно и тонко
понимавших значение и сущность своего дела, прибавлю от себя, что вопросы: о
правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее
нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю
кошмарами, от которых давно и навсегда отделался. <...>
Итак, оставляя в стороне все подобные вопросы, спросим прямо: что такое
поэзия и какое главное качество поэта? и коснемся этого вопроса настолько,
насколько уразумение его нам в настоящем случае необходимо. <...> Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов:
объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта
- этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. <...> Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости,
чутья, а следовательно, и не быть поэтом. <...> Фраза переходит из уст в уста, но многие ли дали себе труд понять,
что такое поэтическое содержание, мысль? <...> Нельзя же мысли вроде той, что козел, ревнуя Сатира к козам,
дерется с ним, отнести к области философского мышления; а между тем, кто не
видит торжества искусства в пьесе Андрея Шенье:
L'impur et fier epoux que la chevre desire... <...> Но едва только свежий, зоркий художник
взглянет на ту же "луну, мечту или деву" - эти холодные, обезображенные <...>
Статьи_о_поэзии_и_искусстве.pdf
А.А. Фет
Статьи о поэзии и искусстве
---------------------------------------------------------------------------А.А.
Фет. Сочинения в двух томах. Том второй.
М., "Художественная литература", 1982
Подготовка текста, составление, комментарии А. Е. Тархова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
О
стихотворениях Тютчева
Фрагменты:
Из статьи "По поводу статуи г. Иванова"
Из статьи "Два письма о значении древних языков в нашем воспитании"
Из предисловия к переводу "Превращений" Овидия
Из предисловия к третьему выпуску "Вечерних Огней"
Из книги "Мои воспоминания"
Из статьи "Ответ "Новому времени"
Из писем
О СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. ТЮТЧЕВА
А. А. Григорьеву
Oui, j'ecris rarement, et me plais de lefaire.
Non pas que la pareses en moi soit ordinaire;
Mais, sitot que je prends la plume a cedessein,
Je crois prendre en galere une rame a la main.
A. de Musset {*} {1}
{* Да, редко я пишу, зато молчу охотно.
Не то чтоб лености, был предан беззаботно,
Но только лишь перо рука моя взяла,
В нем тяжесть чувствую галерного весла.
А. де Мюссе (фр. - Пер. С. В. Шервинского)}
Давно хотелось мне поговорить о небольшой книжке стихотворений Ф.
Тютчева, появившейся в 1854 году, наделавшей столько шуму в тесных кружках
любителей изящного и, увы! относительно к своему достоинству, так мало еще
распространенной в массе читающей публики.
В предлежащих заметках с удовольствием обращаюсь к тебе: это избавляет
меня от необходимости начинать ab ovo {От яйца (лат.).} и толковать о вещах,
в существовании которых ты на столько же убежден, как и пишущий эти строки.
Масса читающей публики, увеличиваясь с каждым годом в изумительных
размерах (на что указывает наше современное книгопечатание), долго еще будет
недоверчиво смотреть на статью, во главе которой не развивается основная
теория. Долго еще, читая подобную статью, будет она спрашивать: уж не на
собственном ли авторитете основывается пишущий и можно ли ему в подобном
случае верить? Что касается до меня, то, отсылая неверующих к авторитетам
таких поэтов-мыслителей, каковы: Шиллер, Гете и Пушкин, ясно и тонко
понимавших значение и сущность своего дела, прибавлю от себя, что вопросы: о
правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее
нравственном значении, о современности
кошмарами, от которых давно и навсегда отделался. Знаю, что если бы,
обращаясь к тебе и пародируя возражение
Шекспира), я сказал:
в данную эпоху и т. п. считаю
Лепида (в "Антонии и Клеопатре"
"Не время
Теперь писать стихотворенья",
ты бы с некоторой терпкостью Энобарба ответил:
"Время
Всегда на то, что происходит в нем".
Стр.1