Дени Дидро — Это сколько же времени нужно, чтоб такую толстую книгу про читать! <...> Писателиклассики через свое виде ние мира, через «магический кристалл», пропускают все то, что сос тавляет художественное произведение: слой фактов, идейный слой, об разы людей и их поступки, наконец, сами «строительные кирпичики» текстаслова. <...> Без уме ния погружаться в текст, не торопясь «переключать кнопочки» внима ния, ты не почувствуешь, что вот непосредственно перед твоими гла зами картинки нет, и не звучит она, а ты ее видишь и слышишь сквозь слова книги, радуешься и горюешь, веришь автору или спо ришь с ним! <...> А ты говоришь — зачем толстые классические книги читать? <...> Хочешь, я тебе смешной анекдот про Муму рас скажу? <...> Он остроумный, но придуман на основе одного, заключительного, факта в рассказе, да и поданного по законам жанра анекдота, хотя сам фактто трагический у Тургенева. <...> — А вообщето, бабушка, нам классика не нравится не потому, что книги толстые. <...> — Чем все эти книжки интересны? — спрашиваю своих юных со беседников. <...> 238 Если вдуматься, все эти ужастики, которые нравятся детям, — совсем не фантазии, а наша жесткая жизнь. <...> Дети тоже вовлечены в информацию о гигантских успехах науки, а также в оккультизм, экстрасенсорику, тайны НЛО. <...> Так что «фантазии и страшное» воспринимаются ими поч ти как возможными участниками событий, как нами воспринимались в юности книги социалистического реализма. <...> Мне казалось это важным, потому что 14 лет психологи и педа гоги считают возрастом, переходным от детства к юности, и чтение, будучи четким барометром, реагирующим на важные жизненные изме нения, тоже характеризуют эту переходность. <...> Но главное различие книг — жанры, в которых они написаны: детективы, фантастика, романы, приключения и, конечно же, фэнтези. <...> Читая книгу типа фэнтези, обязательно окунаешься в атмос феру действия и даже начинаешь чувствовать себя чемто неотъемле мо важным в самом центре <...>