102 УДК 37.026.4 ББК Ч420.265 ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 13.00.02 Усольцев Александр Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. <...> 26; e-mail: alusolzev@gmail.ru Шамало Тамара Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. <...> 26; e-mail: shamalo@uspu.ru НАГЛЯДНОСТЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБУЧЕНИИ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наглядность; средства наглядности; функции наглядности; мыслительная деятельность; компоненты мыслительной деятельности – образ и слово; активизация мыслительной деятельности. <...> В статье анализируются современные подходы к использованию средств наглядности в обучении с учетом последних достижений в областях педагогики, психологии и нейрофизиологии. <...> Рассматриваются виды наглядности и их место в развитии мыслительной деятельности. <...> Обсуждается рациональное соотношение образных и вербальных компонентов мышления в процессе развития ребенка. <...> Приводятся данные о роли и месте образов в процессе понимания изучаемого материала. <...> Главное внимание в статье уделяется раскрытию функций наглядности в процессе обучения. <...> Авторы выделяют две основные функции наглядности: 1) наглядность должна использоваться как средство формирования образных компонентов мыслительной деятельности и умения оперировать ими (приобретение опыта чувственного познания); 2) наглядность используется как средство активизации в конкретных ситуациях обучения (активизации внимания, мотивации, процессов понимания и формирования теоретического мышления). <...> Принцип наглядности – один из немногих принципов, сформулированный на основе закономерностей <...>